Расписание занятий
логотип факультета клинической и специальной психологии логотип факультета клинической и специальной психологии
  • Факультет
  • Кафедры
  • Образование
  • Новости
  • События
  • Мы в СМИ
  • Медиатека
  • Студентам
  • Абитуриентам
  • Контакты

Татьяна Александровна Мешкова

  • На главную
  • Кафедры
  • Кафедра дифференциальной психологии и психофизиологии
  • Преподаватели кафедры
  • Татьяна Александровна Мешкова
Мешкова Татьяна Александровна

Мешкова Татьяна Александровна

Заведующая кафедрой дифференциальной психологии и психофизиологии, профессор кафедры
  • Общая информация
  • Читаемые дисциплины
  • Основные публикации

заместитель главного редактора журнала «Клиническая и специальная психология». С 1997 по 2015 г. - декан факультета

ученая степень: кандидат психологических наук (научная специальность «Психофизиология», диссертация на тему «Исследование генетической детерминированности различных параметров электроэнцефалограммы человека близнецовым методом» защищена в 1976 в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР – ныне ПИ РАО)

ученое звание: старший научный сотрудник (доцент по специальности) (1992)

уровень образования: высшее, МГУ им. Ломоносова (1971), диплом с отличием

наименование направления подготовки и (или) специальности: Физиология высшей нервной деятельности

квалификация: Биолог-физиолог животных и человека

награды, премии, звания: лауреат I премии АПН СССР (как соавтор коллективной монографии) (1990), премия Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) (1998), лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (1999), звание «Ветеран труда» (2000), Диплом Открытого конкурса вузов России (2001), медаль К.Д. Ушинского (2003), почетный работник высшего профессионального образования (2006), две медали им. Г.И. Челпанова I и II степени, трижды лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий, Грамота Правительства Москвы (2008), Почетный профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (2017).

профессиональная деятельность:

Т.А. Мешкова начинала свою научно-педагогическую деятельность сначала как аспирант (1971-1974), а затем как научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Института общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО) под руководством В.Д. Небылицына и затем И.В. Равич-Щербо. С 1974 по 1997 являлась штатным сотрудником лаборатории. В 1997 возглавила вновь созданный факультет специальной психологии Московского городского психолого-педагогического института (впоследствии факультет клинической и специальной психологии МГППУ), которым руководила вплоть до 2015 года, совмещая обязанности декана факультета с заведованием кафедрой дифференциальной психологии и психофизиологии. 

Татьяна Александровна – автор более 100 публикаций, в том числе на иностранных языках. Научную работу Татьяна Александровна совмещает с педагогической деятельностью. Она является одним из соавторов учебника «Психогенетика» (2008), рекомендованного Советом по психологии УМО классических университетов. Комплект тестовых заданий по курсу «Психогенетика» и программа практики студентов Т.А. Мешковой были отмечены в числе лучших в конкурсе Учебно-методического объединения университетов по психологии. В 1999 программа курса «Психогенетика» Т.А.Мешковой была отмечена премией Института «Открытое общество» (фонд Сороса). В 1999 в составе коллектива авторов Татьяна Александровна была удостоена звания лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования за цикл работ «Психогенетика как область науки и дисциплина в высшей школе». В 2003 в рамках Федеральной научно-технической программы Минобразования «Создание системы открытого образования» Татьяной Александровной был подготовлен электронный учебно-методический комплекс по психогенетике, а в 2004 вышло печатное издание Учебно-методического комплекса «Психогенетика», включающее 4 книги. Общий стаж педагогической деятельности в высшей школе 28 лет

данные о повышении квалификации:

  • ноябрь 2023 - январь 2024  – Универсальные педагогические компетенции преподавателя вуза (72ч.) МГППУ
  • 2023 – Introduction to Human Behavioral Genetics (an online non-credit course authorized by University of Minnesota and offered through Coursera)
  • 2022 – СПбГУ, С.-Петербург, «Математические методы в психологии. Основы применения».
  • 2020 – Создание электронных учебных курсов в системе MOODLE для реализации образовательных программ в вузе, МГППУ, 72 часа
  • 2020 – Математические методы в психологии и педагогике (144ч.) МГППУ
  • 2019 – «Нарушение пищевого поведения. Патопсихологическая диагностика и личностные особенности больных», 144 часа
  • 2011 – «ФГОС ВПО по направлению 050400 – «Психолого-педагогическое образование» 72 часа
  • 2010 – «Конструирование и применение тестов знаний в системе мониторинга качества образования в ВУЗе», 72 часа
  • 2008 – «Современные магистерские программы международного уровня» - 74 часа
  • 2007 – «Математические пакеты обработки данных» - 20 часов
  • 2007 – «Rehabilitation Psychology» - Loewenstein Hospital Rehabilitation Center (Israel)– 72 часа
  • 2007 – Специальный английский, психология, МГЛУ, 72 часа
  • 2005, 2010 – Современные информационные технологии в психологии и педагогике – 72 часа и 36 часов
  • 1996 – «Прогрессивные матрицы Равена» под руководством Джона Равена

Сертификаты участия

  • 2023 Третьи поляковские чтения 2023: по клинической психологии (к 95-летию Ю.Ф.Полякова)
  • 2023 Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «психологические исследования внешности и образа тела».
  • 2021 Диагностика в медицинской (клинической) психологии. Традиции и перспективы. К110-летию С.Я.Рубинштейн.
  • 2021 ProQuest Dissertations & Theses Global – доступ к диссертациям ведущих вузов мира в МГППУ» в рамках цикла мероприятий «Ресурсы ProQuest для решения задач современных ученых»
  • 2020 Professional Skills and Competencies for Scholarly Communication
  • 2020 Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований.
  • 2020 Использование аналитики SciVal в подготовке, проведении и мониторинге результатов научных исследований
  • 2019 Актуальные проблемы изучения пищевого поведения: междисциплинарный подход
  • 2018 Круглый стол. «Актуальные проблемы пищевого поведения: Междисциплинарный подход»
  • 2018 Шестая всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития, посвященная 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой «Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы».
  • 2017Всероссийская юбилейная научная конференция, посвященная 45-летию Института психологии РАН и 90-летию со дня рождения Бориса Федоровича Ломова «Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития».
  • 2017 IV Международная научно-практическая конференция памяти профессора Л.Ф. Обуховой «Психология третьего тысячелетия».
  • 2015 Всероссийский съезд участников апробации и внедрения профессионального стандарта педагога
  • 2013 Всероссийская научно-практическая  конференция памяти Ю.Ф.Полякова «Теоретические и прикладные проблемы  медицинской (клинической) психологии».
  • 2013 V Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья», Москва
  • 2012 12th International Congress of Behavioral Medicine, Budapest, Hungary
  • 2011 International Society for the Study of Individual Differences (ISSID), London, 2011
  • 2011 25th Health Psychology Conference, Hersonissos, Crete, Greece
  • 2010 12th Biennial Conference of the European Association for Research on Adolescence, Vilnius, Lithuania
  • 2010 15th European Conference on Personality, Brno, Czech Republic
  • 2009 11th European Congress of Psychology, Oslo, Norway
  • 2008 20th Biennial ISSBD Meeting Wurzburg, Germany
  • 2008 18th World Congress of the International Association for Child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions (IACAPAP) 2008, Istanbul, Turkey
  • 2009 9th World Congress of Biological Psychiatry, Paris, France
  • 2007 13th European Conference on Developmental Psychology, Jena, Germany

общий стаж работы - 49 лет

стаж работы по специальности 49 лет

сфера научных интересов:

  • Психогенетика
  • нейронауки
  • психобиология типичного и аномального развития
  • психология и психофизиология развития
  • пищевое поведение и его нарушения
  • формирование образа тела

направления научных исследований

  • психогенетика; психофизиология
  • психобиология типичного и аномального развития
  • пищевое поведение и его нарушения образ
  • тела как компонент «Я-концепции»

КОНТАКТЫ:
Шелепихинская наб., д. 2А, стр. 2, каб. 308 Телефон: +7 (499) 256-87-50

  1. Генетика человека
  2. Психогенетика
  3. Психогенетика развития
  4. Клиническая генетика
  5. Введение в клиническую генетику
  1. Мешкова Т.А., Митина О.В., Шелыгин К.В., Александрова Р.В., Николаева Н.О. Тест пищевых установок (ЕАТ-26): оценка психометрических характеристик и факторной структуры на неклинической выборке 876 студенток [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2023. Том 12. № 1. С. 66–103. DOI: 10.17759/cpse.2023120104
  2. Мешкова Т.А., Митина О.В., Александрова Р.В. Факторы риска нарушений пищевого поведения у девочек-подростков неклинической популяции: многомерный подход // Consortium Psychiatricum. 2023. Том 4. № 2. С. 21–39. DOI: 10.17816/CP6132
  3. Мешкова Т.А. Концепция позитивного образа тела в современной зарубежной психологии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 55–69. doi:10.17759/jmfp.2021100206
  4. Мешкова Т.А., Гаврилова Е.Л. Особенности отношения к телу лиц с последствиями детского церебрального паралича и спинальной травмы  [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 180–205. doi:10.17759/cpse.2021100109
  5. Мешкова Т.А. Пища, стресс и здоровье. с. 154-193. // Человек Работающий. Междисциплинарный подход в психологии здоровья / К. А. Бочавер, А. Б. Данилов и др. — М.: Издательство «Перо», 2018. – 384 с. ISBN 978-5-00122-327-
  6. Мешкова Т.А., Клычкова О.М. Апробация невербальной методики для оценки удовлетворенности участками тела (УУТ) // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 1. С. 118–138.
  7. Мешкова Т.А., Николаева Н.О. Опыт применения теста пищевых аттитюдов (ЕАТ-26) на выборке студенток Москвы. Психиатрия. 2017;(73):34-41.
  8. Александрова Р.В., Мешкова Т.А. Особенности внутрисемейных отношений девочек-подростков с риском нарушений пищевого поведения // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 33–45.
  9. Мешкова Т.А. Роль наследственности и среды в этиологии нарушений пищевого поведения. II. Обзор близнецовых исследований // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 2. С. 1–24. 
  10. Мешкова Т.А. Роль наследственности и среды в этиологии нарушений пищевого поведения. I. Обзор семейных исследований // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 1–14. 
  11. Александрова Р.В., Мешкова Т.А. Некоторые особенности самооценки у девочек-подростков с риском нарушения пищевого поведения / Человеческий капитал, 2015. - № 09 (81) – С. 28-31.
  12. Мешкова Т.А. Роль наследственности и среды в этиологии нарушений пищевого поведения. II. Обзор близнецовых исследований // Клиническая и специальная психология. 2015. Т.4. №2. С.1–24. 
  13. Мешкова Т.А. Роль наследственности и среды в этиологии нарушений пищевого поведения. I. Обзор семейных исследований // Клиническая и специальная психология. 2015. Т.4. №1. С.1–14. 
  14. Дурнева М.Ю., Мешкова Т.А. Особенности использования копинг-стратегий у девушек с риском формирования нарушений пищевого поведения / Теоретическая и экспериментальная психология, 2014. –  Т. 7. – № 4. – С. 40–49.
  15. Дурнева М.Ю., Мешкова Т.А. Влияние социокультурных стандартов привлекательности на формирование отношения к телу и пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста // Психологическая наука и образование. – 2013. –  №2. –  С. 25-34.
  16. Келина М.Ю., Мешкова Т.А. Алекситимия и ее связь с пищевыми установками в неклинической популяции девушек подросткового и юношеского возраста // Клиническая и специальная психология. –  2012. –  Т.1. –  № 2.
  17. Oshio A., Meshkova T. Eating Disorders, Body Image, and Dichotomous Thinking among Japanese and Russian College Women // Health, 2012, vol.4, No7, pp.392-399.
  18. Келина М.Ю., Маренова Е.В., Мешкова Т.А. Неудовлетворенность телом и влияние родителей и сверстников как факторы риска нарушений пищевого поведения среди девушек подросткового и юношеского возраста // Психологическая наука и образование. –  2011. –  № 5. – С.44–51.
  19. Малых С.Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Психогенетика. Учебник в 2 тт., М., «Питер», 2008. 
  20. Мешкова Т.А. Психогенетика. Учебно-методический комплекс. Москва, МГППУ, 2004.
  21. Мешкова Т.А., Куравский Л.С., Малых С.Б. Стандартизация психологических тестов: проблема формирования репрезентативной выборки. Учебно-методическое пособие. М., МГППУ, 2003.
  22. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. Учебное пособие. М., Эпидавр, 1998.
  23. Meshkova, T.A. Laterality effects in twins / Acta Genetica Medica et Gemellologica, 1992, 41, N4, 325-333.

Публикации в РИНЦ

Публикации на PsyJournals

Выступления в СМИ

«Диетическая депрессия» (19 марта 2018)

Приготовление новых блюд в самоизоляции повышает самооценку и спасает от негативных эмоций (5 мая 2020)

Сдвиг по генам: доказано генетическое сходство ряда психических заболеваний (11 июня 2022)

О комфортной еде (программа «Еда живая и мертвая») (28 января 2023)

Как накормить малоежку: инструкция для мам от врача и психолога (8 июня 2023)

Контакты

  • sp.mgppu@mail.ru, ksp.mgppu@gmail.com

  • Москва, Сретенка, 29
    Шелепихинская наб., д. 2А

  • На Сретенке: 8(495)623-17-93
    Деканат на Шелепихе: +7(499)244-07-15
    Кафедры: +7(499)256-87-50
    Приемная комиссия: +7(985) 535-38-05

Время работы:

Понедельник - пятница 9.00-18.00

Факультет

  • Кафедры
  • Наука
  • История
  • О журнале
  • Внеучебная работа

Образование

Медиатека

Мы в СМИ

Абитуриентам

  • Подготовительные курсы
  • Дни открытых дверей

Студентам

  • Расписание
  • Обучающие материалы
  • Материалы по оформлению курсовых и дипломных работ

Проект «Доверенные студенты»

Преподавателям

Новости

  • Сотрудники МГППУ прошли обучение на платформе «Россия — страна возможностей»
    Сотрудники МГППУ прошли обучение на платформе «Россия — страна возможностей»
    30 мая 2025
  • День открытых дверей МГППУ: 15 июня
    День открытых дверей МГППУ: 15 июня
    28 мая 2025
  • II Суворовские чтения состоятся 3-4 июня
    II Суворовские чтения состоятся 3-4 июня
    21 мая 2025

©2005-2025 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет

Яндекс.Метрика