Кафедра была открыта в 1998 г. как кафедра дифференциальной психологии (общеобразовательная). В мае 2014 года были объединены кафедры дифференциальной психологии (зав. каф. Т.А.Мешкова) и возрастной психофизиологии (зав. каф. Т.А.Строганова), и кафедра получила настоящее название. И.о. зав. кафедрой была назначена Т.А.Мешкова.
Кафедра дифференциальной психологии и психофизиологии включена в учебный процесс на протяжении всех лет обучения студентов не только на факультете «Клиническая и специальная психология», но и на других факультетах. Преподаватели кафедры обеспечивают подготовку студентов по 26 дисциплинам, включенным в учебные планы специальностей и направлений подготовки, реализуемых в МГППУ.
На кафедре работают десять преподавателей (четыре из них являются штатными сотрудниками МГППУ, остальные работают как совместители или на условиях почасовой оплаты). В их обязанности входит учебная, методическая, научно-исследовательская, внеучебная и другие виды работ, обеспечивающих высокое качество преподавания на семи факультетах МГППУ, включая проведение семинаров и практических занятий. В составе коллектива два доктора наук и шесть кандидатов наук.
Преподаватели кафедры постоянно совершенствуют методы обучения, используют современные образовательные технологии и инновационные методы преподавания, демонстрируют студентам возможности новейших средств изучения мозга человека, достижения современных нейронаук и генетики. Все преподаватели кафедры постоянно повышают свою квалификацию, знакомясь с новейшими публикациями отечественных и зарубежных ученых. Ряд преподавателей являются авторами статей, опубликованных в ведущих мировых журналах. Ведущие преподаватели кафедры являются авторами хорошо известных учебников, монографий, популярных изданий, входят в редколлегию журнала «Клиническая и специальная психология», издаваемого МГППУ. Профессор кафедры И.В. Вачков является главным редактором этого журнала.
Профессора и доценты кафедры являются руководителями магистерских и кандидатских диссертаций. За время существования кафедры было подготовлено и защищено более 20 кандидатских диссертаций, выполненных под руководством Т.А. Строгановой, И.В. Вачкова, С.К. Нартовой-Бочавер, Т.А. Мешковой, А.П. Новгородцевой. Многие из них защищены нашими бывшими студентами. Нередко молодые кандидаты наук не покидают кафедру и факультет и становятся нашими преподавателями. Среди них доцент кафедры Ю.А. Бурдукова.
Основные направления исследований, проводимых преподавателями кафедры:
Кафедра располагает уникальной исследовательской базой – Центром нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр) МГППУ. Центр оснащен уникальным современным оборудованием для проведения неинвазивной диагностики функциональной активности мозга – магнитоэнцефалографии (МЭГ) – и представляет собой первую и пока что единственную в России лабораторию, в которой осуществляется регистрация магнитной активности мозга. Проекты, которые ведутся в Центре, посвящены изучению нейрофизиологических основ когнитивных функций (восприятие, внимание, речь и др.) у взрослых и детей, как при типичном, так и при нарушенном развитии. В сотрудничестве с медицинскими учреждениями Москвы центр осуществляет клиническую деятельность, которая состоит в предоперационном обследовании пациентов с фармакорезистентными формами эпилепсии. Образовательная деятельность центра заключается в подготовка специалистов, способных на профессиональном уровне проводить нейрофизиологические исследования. Сотрудники МЭГ-центра, среди которых и наши преподаватели, регулярно выигрывают престижные научные гранты на проведение актуальных исследований, призванных заглянуть в механизмы работы человеческого мозга.
На базе Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) осуществляется научная работа в по исследованию актуальных проблем аутизма (особенностей речевого, интеллектуального и физического развития), проводятся исследования эффективности различных вмешательств, практикующихся при РАС. Разрабатываются новые диагностические методики, в частности Шкала оценки жизненных компетенций, интерактивная методика оценки базовых когнитивных функций.