11 Европейский Конгресс по Психологии
С 7 по 10 июля 2009 г. в г. Осло (Норвегия) проходил 11 Европейский Конгресс по Психологии (ECP2009), организованный Европейской федерацией психологических обществ (EFPA) и Норвежской психологической ассоциацией под общим лозунгом «Стремительно меняющийся мир — вызов психологии».
Конгресс собрал более 2500 участников — психологов разных направлений и специалистов смежных наук о человеке из большинства европейских стран, а также США, Канады, Японии, Китая и др. В настоящее время Европейская ассоциация психологических обществ объединяет психологические ассоциации 34 европейских стран и более 250000 индивидуальных членов, ее возглавляет проф. Роал Ульрихсен (Roal Ulrichsen).
Участниками Конгресса были как ведущие специалисты европейской и мировой психологии, так и молодые специалисты и студенты из разных стран. Российские участники представляли психологические сообщества из разных городов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск, Ростов-на-Дону, Курган, Челябинск и др. Среди российских участников Конгресса работали более 10 сотрудников и аспирантов МГППУ.
Работа проходила в разных формах: ключевые лекции о положении дел (State of Art) в разных областях психологии; многочисленные симпозиумы и секции (более 500); постерные сессии (3 дня). Отдельно были проведены Итальянские и Русский Дни, отражающие современные направления научных исследований в Италии и России. К большому разочарованию итальянских психологов, их мероприятия почему-то не переводились на английский; диски с переводами материалов поспешно раздавались еще не разъехавшимся участникам конгресса практически перед закрытием Конгресса.
На Конгрессе работали несколько выставок, в том числе книжные выставки ведущих издательств психологической литературы (Wiley, Hogrefe и др.), а также выставки оборудования и методик, используемых в разных направлениях практической психологии.
Тематика Конгресса была чрезвычайно широкой и включала обсуждение классических и современных проблем общей, дифференциальной, социальной, возрастной, педагогической, клинической психологии; широко была представлена проблематика набирающей обороты в мировой науке психологии среды.
Лозунг Конгресса нашел свое отражение и в ключевой лекции, так называемой «Лекции открытия» (Opening Lecture), которая была прочитана латышским психологом профессором В. Вике-Фрейбергой. Ее выступление собрало в фокус многие проблемы современной психологии: необходимость мультидисциплинарного сотрудничества в работе и подготовке специалистов, стремление к унификации диагностических и исследовательских средств в мировой науке, выраженная практическая направленность психологии ХХI века. Психология должна оставаться психологией и опираться на свою методологию, как в исследовательской работе, так и в педагогической деятельности и практике психологического консультирования. Неожиданной нотой в общем контексте выступления В. Вике-Фрейберги прозвучали слова о карательной психиатрии как исключительной особенности социального устройства СССР, также небесспорным является утверждение о невозможности развития психологической науки на постсоветском пространстве нуждается без поддержки Запада. Формат выступления не предполагал дискуссий, поэтому диалога в этом отношении не состоялось. Большая команда российских психологов имела разные варианты участия в Конгрессе. Материалы научных сообщений российских ученых были представлены на постерных сессиях, секциях, симпозиумах, в том числе в работе специального симпозиума — Русский День. Доклады на Русском Дне были сделаны Л. Цветковой (ф-т психологии С-ПбГУ), В. Аллахвердовым (С-ПбГУ). Ю. Бабаевой (МГУ им. М. В. Ломоносова), Н. Батуриным (Ю-УГУ, Челябинск), А. Леоновой (МГУ им. М. В. Ломоносова), С. Малыхом (ПИРАО, Москва). Большой интерес вызвали сделанные на высоком научном уровне доклады Анны Борисовны Леоновой «Исследование здоровья и профессионального стресса в России», а также Сергея Борисовича Малыха «Генетика поведения в России: традиции и перспективы». Доклады Ю. Бабаевой и В. Аллахвердова показали, что до настоящего времени сохраняются различия московской и санкт-петербургской психологических школ в исследованиях мышления и сознания. Тепло приняты были находящиеся в самом мэйнстриме мировой науки, изложенные на хорошем английском языке выступления молодого поколения московских психологов Ф. Барского, С. Новиковой и других. На Конгрессе мэтры мировой психологии делились своим опытом. Огромный интерес у участников вызвала лекция Филипа Зимбардо (Philip Zimbardo, USA) («Путешествие от психологии дьявола к героизму», в которой автор хорошо известного «Стэнфордского тюремного эксперимента» предлагал свое видение процесса превращения обывателя в «Героя» или «Дьявола», иллюстрируя свою позицию анализом современных событий в мире (нужно отметить, что эта лекция была прочитана Зимбардо в МГУ несколько лет назад). Интересной была дискуссия между Ф. Зимбардо и автором 5-факторной модели П. Костой относительно изменчивого и устойчивого в человеческой личности.
Многие секции и симпозиумы были посвящены проблемам педагогической и возрастной психологии. Конгресс, как и многие другие научные мероприятия подобного масштаба последних лет, акцентировал необходимость изучения переходных возрастных периодов (transition into adolescence, transition into adulthood). Продолжает вызывать интерес исследование позитивных феноменов психологии, в частности, морального развития человека. Неожиданной была идея о том, что взгляд на психику как развивающееся явление, присущий возрастной психологии, уже обогатился признанием роли контекста и констатацией необходимости говорить не о нормах, а о вариантах и траекториях развития; теперь же настало время перейти от дифференциально-психологического понимания развития к темпоральному, т. е. фокусироваться на продолжительности воздействия в опыте индивидуума и отнесенности этих воздействия к той или иной возрастной стадии (Robert Roe, Нидерланды).
В психологии личности важное место занимали проблемы экологической валидности, в частности, необходимость более пристального взгляда на повседневные ситуации и возможности управления и совладания с ними, в отличие от искусственно созданных экспериментальных (Ole Dreier, Дания). В то же время широко представлены были исследования самосознания, в частности, нарративов как историй о собственной жизни и ее отдельных событиях, которые, к сожалению, в основном содержались в постерных докладах преимущественно японских психологов.
Важное место занимали исследования средовой психологии в разных ее аспектах. Так, Robert Gifford (США) в традиции К. Лоренца обсудил десять причин, препятствующих развитию про-средового поведения. Разным проблемам психологии среды был посвящен отдельный симпозиум, на котором обсуждались перспективы экологического понимания детского развития. Чрезвычайно интенсивными и новыми были идеи симпозиума, посвященного проблемам психотерапии с использованием животных, что отвечает современной ориентации практической психологии на немедикаментозные воздействия и особенно актуально для клинической психологии.
Состоялось обсуждение насущных проблем клинической психологии. В формате постерных докладов были выделены специальные сессии по нейронаукам, психотерапии, вопросам психосоматики, изучения и лечения психической патологии и патологии личности. Много работ было посвящено теме исследования автобиографической памяти. Предлагались пути диагностики и использования ее материалов в психологическом консультировании и коррекции разных видов нарушений. Проблемы психосоматики и качества жизни пациентов на разных стадиях заболевания (или после медицинского вмешательства) также были представлены в постерах и докладах. Вопросы суицидального, агрессивного и других форм отклоняющегося поведения у подростков обсуждались во многих работах, в том числе изучался семейный фактор, а также факторы среды. Традиционные темы патопсихологии — методология исследований, вопросы симптомообразования также обсуждались многими участниками. Интересными были симпозиумы, в контексте которых представлены результаты изучения формирования психопатологической симптоматики (на психологическом и нейрофизиологическом уровнях). Интерес вызвали работы португальских и испанских клинических психологов.
Участие в Конгрессе позволяет утверждать, что подобные научные форумы являются настоящей школой для молодых психологов, а также способствуют повышению квалификации зрелых специалистов. Отдельные научные мероприятия нередко пересекались во времени, что неизбежно для подобных масштабных событий; несмотря на невозможность посетить все выступления возникло ощущение интегрированности отечесьвенной психологии в мировой процесс, ценности ее самобытных идей и необходимости пропагандировать их за рубежом и дальше. Необходимо создавать условия для того, чтобы как можно большее количество отечественных психологов могли участвовать в таких международных мероприятиях.
Авторы выражают благодарность руководству МГППУ за поддержку их участия в Конгрессе.
Н. В. Зверева, С. К. Нартова-Бочавер, И. Ф. Рощина
Презентационные постеры