Расписание занятий
логотип факультета клинической и специальной психологии логотип факультета клинической и специальной психологии
  • Факультет
  • Кафедры
  • Образование
  • Новости
  • События
  • Мы в СМИ
  • Медиатека
  • Студентам
  • Абитуриентам
  • Контакты

Издан сборник «Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и  лиц с тяжелыми множественными нарушениями. Исследования и опыт помощи»

  • На главную
  • Новости
  • 2021
  • Издан сборник «Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и  лиц с тяжелыми множественными нарушениями. Исследования и опыт помощи»
Издан сборник «Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и  лиц с тяжелыми множественными нарушениями. Исследования и опыт помощи»

Издан сборник «Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и  лиц с тяжелыми множественными нарушениями. Исследования и опыт помощи»

  • 03 марта 2021

 Академия «Со-единение» выпустила сборник под редакцией профессора кафедры специальной психологии и реабилитологии, канд.психол. наук Татьяны Александровны Басиловой:
Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и  лиц с тяжелыми множественными нарушениями. Исследования и опыт помощи : научно-практический сборник / Москва : ИНФРА-М, 2020. — 313 с. ISBN 978-5-16-016799-2

В нем собраны 20 статей, написанных по материалам студенческих и магистерских научных работ (дипломов и магистерских диссертаций), 13 из которых выполнены в рамках одноименной магистерской программы и 1 диплома специалиста по клинической психологии - выпускников кафедры специальной психологии и реабилитологии МГППУ. Ссылку на электронную публикацию сборника можно найти на сайте Фонда «Со-единение»

Предлагаем вашему вниманию предисловие научного редактора к этому изданию.

Эта работа является первой публикацией, объединяющей двадцать статей,  выполненных по результатам осуществления двух образовательных проектов, открытых в 2015-2016 годах.  Магистерской программы «Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и лиц с тяжелыми множественными нарушениями», которая реализуется  в ГБОУ «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ) и  проекта «Наставники и Ученики» Благотворительного фонда «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение», направленной на развитие научных исследований в области слепоглухоты в разных регионах России и СНГ. Одной из главных задач этих двух проектов было формирование научного сообщества студентов, преподавателей и специалистов по изучению проблем психолого-педагогического сопровождения слепоглухих и лиц с множественными нарушениями развития. Все статьи сборника являются совместным творчеством студентов, магистрантов и их научных руководителей, содержание большинства из них – это дипломные работы или магистерские диссертации.

Первый раздел сборника представляет результаты исследований в области помощи детям с врожденной слепоглухотой и тяжелыми множественными нарушениями. Проблемам развития средств общения детей с нарушением зрения и слуха и выраженным отставанием в развитии посвящены статьи А.М.Ануровой и Д.А.Сальниковой, выполненные под научным руководством А.Ю.Хохловой. Результаты сравнительной нейропсихологической диагностики двигательного развития детей с комплексными, включающими зрительную или слуховую недостаточность, нарушениями представлены в статье Е.Е.Переверзевой и Т.А.Басиловой. Особенности оценки слухоречевого развития у кохлеарно имплантированных глухих детей с разной степенью нарушений зрения раскрываются в статье О.Л.Беляевой и О.В.Вороновой. Особенностям отношения и готовности к освоению системы Брайля  детей с нарушениями не только зрения, но и слуха и их родителей посвящена статья Т.В.Вороновой и Г.А.Проглядовой. Опыт использования дидактических игр и арт-терапии в дошкольном образовании детей с бисенсорными нарушениями описывается в статье А.Д.Высоцкайте и О.Ю.Пискун. Попытке исследовать возможности воображения у детей с комплексными нарушениями посвящена статья В.А.Лазаревой и Ю.И.Родина.

Во второй раздел сборника вошли четыре статьи об особенностях семей, воспитывающих детей с комплексными нарушениями. Три статьи,  А.В.Большовой и В.В.Ткачевой,  А.С.Куренной и А.Ю.Хохловой, Д.Р.Лазаревой и А.А.Твардовской, знакомят читателей с  разным опытом организации работы с родителями: в московских коррекционной школе и Ресурсном Центре «Ясенева поляна», а также в условиях Лекотеки в г.Казань. В статье А.Г.Чивичевой и А.Ю.Хохловой проводится анализ отношений между здоровыми братьями и сестрами и  их слепоглухим сибсом.

Третий раздел сборника посвящен исследованиям в области сопровождения молодых и взрослых инвалидов с ментальными нарушениями в условиях благотворительных реабилитационных центров,  специальных подразделений государственных колледжей и в условиях сопровождаемого проживания. Статьи М.А.Ветровой, Е.Е.Гайдуковой и Н.А.Карповой, выполненные под руководством Т.А.Басиловой, затрагивают проблемы развития общения и самосознания у молодых лиц с выраженной умственной отсталостью и поведенческими расстройствами разной этиологии.  Работы В.А.Озеровой, Ф.П.Райгородской и А.С.Янушковой, выполненные под руководством В.В.Ткачевой, анализируют опыт работы по развитию коммуникативных, бытовых и трудовых навыков у лиц с тяжелыми множественными нарушениями в условиях мастерских реабилитационного центра и на базе проекта тренировочного проживания "Дом под крышей" в Москве.

Четвертый, заключительный раздел сборника посвящен поддержке взрослых людей, потерявших слух и зрение. В статье Э.Г.Касимовой и Р.Ф.Кутлубаевой описывается  разработка тактильного алфавита ЛОРМ для лиц, потерявших зрение и слух во взрослом возрасте, на башкирском и татарском языках, позволяющая организовать общение с ними на  родном языке. В статье Е.М.Лагуниной и Т.А.Басиловой описывается опыт обучения взрослых слепоглухих с различной структурой нарушения современным информационным технологиям. А в статье П.А.Мазаева и Т.А.Басиловой анализируется успешность влияния участия слепоглухих в театральной деятельности на их речевое  развитие.

К сожалению, в силу особых обстоятельств неблагоприятной эпидемиологической ситуации, не все участники двух больших проектов смогли принять   участие в этом сборнике. Но мы надеемся, что такой опыт совместных публикаций будет продолжен в будущем. Хочется выразить благодарность всем авторам статей, принявшим участие в создании сборника и, особенно, Благотворительному Фонду «Со-единение» за возможность его издания.

Т.А.Басилова,
Кандидат психологических наук,
профессор кафедры специальной психологии
 и реабилитологии факультета
клинической и специальной
психологии МГППУ, эксперт Фонда поддержки
 слепоглухих «Со-единение».

ТЕГИ: слепоглухота наука
Назад Вперед

поиск

Новости по категориям

Издания ТМНР арт-терапия аутизм волонтерство выпускники госпитальная педагогика госпитальная школа день открытых дверей дефектология донорство достижения инклюзивное образование исследование клиническая психология конкурс конференция концерт круглый стол лекция логопедия магистратура мастер-класс международное сотрудничество нарушения развития наука нейропсихология особые дети паллиативная помощь переподготовка праздник практика профориентация психологическая реабилитация психосоматика семинар слепоглухота собрание среди коллег стажировка студенческая жизнь тренинг фестиваль форум

Мы в соцсетях

Контакты

  • sp.mgppu@mail.ru, ksp.mgppu@gmail.com

  • Москва, Сретенка, 29
    Шелепихинская наб., д. 2А

  • На Сретенке: 8(495)623-17-93
    Деканат на Шелепихе: +7(499)244-07-15
    Кафедры: +7(499)256-87-50
    Приемная комиссия: +7(985) 535-38-05

Время работы:

Понедельник - пятница 9.00-18.00

Факультет

  • Кафедры
  • Наука
  • История
  • О журнале
  • Внеучебная работа

Образование

Медиатека

Мы в СМИ

Абитуриентам

  • Подготовительные курсы
  • Дни открытых дверей

Студентам

  • Расписание
  • Обучающие материалы
  • Материалы по оформлению курсовых и дипломных работ

Проект «Доверенные студенты»

Преподавателям

Новости

  • Состоялись II Суворовские чтения
    Состоялись II Суворовские чтения
    06 июня 2025
  • Сотрудники МГППУ прошли обучение на платформе «Россия — страна возможностей»
    Сотрудники МГППУ прошли обучение на платформе «Россия — страна возможностей»
    30 мая 2025
  • День открытых дверей МГППУ: 15 июня
    День открытых дверей МГППУ: 15 июня
    28 мая 2025

©2005-2025 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет

Яндекс.Метрика