В гостях у воспитанников Детского дома № 24
3 февраля, 2006 года
Вот наконец и состоялась поездка в детский дом № 24, от которой много ожидалось, и о которой много думалось… Надо сказать, что наши ожидания очень сильно отличались от впечатлений, полученных в итоге.
Десятиклассники с нами общаться не хотели. А если и хотели, то не могли. Во-первых, сильно мешало присутствие их воспитателя. А во-вторых, мы пришли во время, которое предназначается у них для выполнения домашних заданий. То есть мы мешали им делать уроки, а воспитатель настаивал на том, чтобы они выполняли домашнее задание. Отвлекаться можно было только для того, чтобы отвечать на вопросы Галины Михайловны (руководитель поездки). По началу, они были более активные. Естественно, они демонстрировали какие они «крутые» и независимые от уроков и воспитателя. Но она своими окриками постоянно возвращала их к учебникам. Если они начинали говорить о чем-то своем, или поддерживать дискуссию с нами, их сразу же прерывали. То есть, складывалось ощущение, что без воспитателя, наше общение сложилось бы более продуктивно. Хотя, сложно сказать точно, может без нее вообще ничего и не получилось бы, кто знает.
У меня возникло впечатление, что никто из воспитанников еще не определился, кем он хочет стать в будущем. В связи с этим, и вопросов к нам у них не было. И о жизни разговаривать было также невозможно, поскольку, как мне показалось, они сразу заняли враждебную позицию по отношению к нам, и к разговорам на эту тему… К тому же, сложилось впечатление, что воспитанники стеснялись признаться в том, что кроме стен детского дома, они ничего не видят.
После общения с 10 классом, воспитательница отвела нас в 11 класс. Там ребята с самого начала были настроены более дружелюбно. К тому же, хоть там и был тоже воспитатель, но она отдала всю инициативу общения в наши руки. Нам в такой обстановке было гораздо легче общаться с ребятами, поскольку нас никто не прерывал, и никто не давил на нас морально. Хотя, ребятам было, наверное, не так комфортно, как нам; было заметно, что они несколько скованы ее присутствием. Однако, воспитанники были довольно активны в беседе, но, несмотря на это, диалоги плохо получались. Когда тема исчерпывала себя, все молчали, даже мы, поскольку сказать больше было нечего. Можно конечно было бы спросить что-нибудь об их жизни, досуге… но, я не решалась, боялась затронуть болезненную тему, а может я побоялась вызвать у них агрессию. Я чувствовала себя среди них слишком благополучной, потому что у меня нет таких проблем, как у ребят. Они жаловались, что все 10 лет вокруг них одни и те же стены, и их окружают одни и те же люди.
Они несколько раз меняли решение о том, где будут учиться в дальнейшем. Например Дима, хотел сначала пойти выучиться на учителя физической культуры, потом резко переменил решение, теперь хочет пойти в армию. Изменение своего решения он сравнил с желанием купить шоколадку — вдруг захотелось!
Они сильно отличаются от нас. Честно говоря, я не представляю, как бы я жила в их условиях.
У десятиклассников спросили, есть ли у них знакомые вне детского дома, то есть дети, живущие в семьях. Знакомый оказался один, и тот выпускник детского дома, который, по-видимому, уже забыл свою семью…
Они изолированы от мира, и это действительно так!