
Хрестоматии по изучению и воспитанию детей с комплексными нарушениями
Институтом коррекционной педагогики РАО изданы две хрестоматии по изучению и воспитанию детей с комплексными нарушениями:
Изучение, воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями (XX век) : Хрестоматия / Т.А. Басилова, Л.А. Головчиц, М.В. Жигорева, М.В. Переверзева, И.В. Саломатина. – М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2022. – 532 с.
Впервые в истории отечественной дефектологии подготовлена хрестоматия, в которой в систематизированном виде представлены основные достижения XX века в области клинико-психолого-педагогического изучения, воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями.
В хрестоматию включены материалы научных статей и фрагменты методических пособий, в настоящее время недостаточно известных широкому кругу читателей. В ней также представлена краткая информация о ведущих ученых и практиках, чья деятельность способствовала созданию в ХХ веке системы воспитания и обучения детей, имеющих сочетание сенсорных, интеллектуальных, двигательных нарушений.
Материалы хрестоматии предназначены студентам, магистрантам, аспирантам дефектологических, психологических, педагогических факультетов вузов; будут полезны педагогам, психологам, работающим с детьми с комплексными нарушениями, а также слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки. Книга может быть широко использована в процессе знакомства с учебными дисциплинами, направленными на изучение, образование и реабилитацию лиц с комплексными нарушениями.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития: от изучения к новаторским практикам воспитания и обучения. Хрестоматия/ С 1900 по 1990 гг. / Т.Н. Исаева [и др.]; под редакцией Т.А. Соловьевой, С.Б. Лазуренко. – М.: ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2022. – 464 с.
В хрестоматии представлены наиболее значимые работы известных отечественных ученых-новаторов в области клинико-психолого-педагогического изучения, организации обучения и психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития, опубликованные в период с 1900 по 1990 годы.
В сборник вошли статьи и выдержки из монографий классиков отечественной дефектологии и психиатрии: Х. С. Замского, Т. П. Симсон, В. П. Эфраимсона, Г. Е. Сухаревой, М. С. Певзнер и других значимых исследователей в области коррекционной педагогики. Все работы объединяет поиск теоретического и практического обоснования потенциальных способностей детей с ТМНР к обучению и социальной интеграции. Материалы хрестоматии сгруппированы по разделам и сопровождаются справками об авторах и краткими комментариями составителей с указанием ценности и места данного научного исследования в системе профессиональных знаний.
Данное издание может использоваться как в сочетании с учебниками и учебными пособиями по дефектологии, так и отдельно в качестве учебной книги.
Обе хрестоматии размещены в свободном доступе на сайте Института коррекционной педагогики