Расписание занятий
логотип факультета клинической и специальной психологии логотип факультета клинической и специальной психологии
  • Факультет
  • Кафедры
  • Образование
  • Новости
  • События
  • Мы в СМИ
  • Медиатека
  • Студентам
  • Абитуриентам
  • Контакты

Игорь Вачков: одаренные дети в обычной школе – это тоже инклюзия

  • На главную
  • Мы в СМИ
  • Игорь Вачков: одаренные дети в обычной школе – это тоже инклюзия

Игорь Вачков: одаренные дети в обычной школе – это тоже инклюзия

Учеба детей с особыми образовательными потребностями в обычном классе требует психологической подготовки всех участников процесса. Что для этого нужно, в интервью РИА Новости говорит профессор кафедры дифференциальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), руководитель психологической службы коррекционной школы №367 города Зеленограда Игорь Вачков.

- Игорь Викторович, насколько обычные школы в России готовы к введению инклюзивного образования? Какие условия для этого нужны?

- Основная масса школ к открытию инклюзивных классов пока не готова, и нельзя пытаться делать это «кавалерийским наскоком» или в приказном порядке. Но если мы будем ориентироваться лишь на готовность – мы ничего не добьемся: система образования никогда не бывает готова сама по себе.

Шаги нужно предпринимать активно, но постепенно, не «мчаться впереди паровоза». Прежде всего, должны быть созданы психологические условия для подготовки педагогов и администрации школы; для здоровых детей, обучающиеся в этой школе, для их родителей, которые должны быть готовы к тому, что в классе окажутся один-два необычных ребенка.

Родители «особых» детей тоже должны психологически настроиться – к сожалению, многие из них привыкают требовать от общества особого отношения, и у них не возникает ощущения, что они тоже должны нечто дать и своему ребенку, и социуму.

Наконец, сам ребенок должен быть готов к переходу. Для многих это глобальное событие в жизни и огромный стресс – не всякий хочет учиться в обычной школе, для кого-то более приемлемым остается обучение в специальном учреждении. Есть случаи, когда ребенок приходит в обычную школу и понимает, что он не хочет там учиться – родители его забирают.

- Как сделать так, чтобы здоровые дети приняли «особого» в свою среду?

- Заботиться об этом нужно как можно раньше. Если «особый» ребенок с трех лет живет, учится, играет бок о бок с другими детьми – их отношения будут естественными, открытыми, близкими. То есть включение должно начинаться еще с дошкольных учреждений. Должна развиваться система инклюзивных детских садов. Психолог может проводить специальную работу с детьми, формируя у них навыки конструктивного взаимодействия, принятия непохожих на тебя людей, но это работа не одного дня. Нужны силы, время и собственная убежденность педагога в важности того, что он делает.

- Сколько «особых» детей может быть в инклюзивном классе?

- Все зависит от специфики нарушений развития ребенка и от того, каковы условия в школе. Наша школа, с точки зрения современного законодательства, не является инклюзивной. У нас практически все дети имеют нарушения здоровья – и получается, что обычных детей нет. Хотя если понимать термин «инклюзия» широко – просто как хорошее образование для всех - это, конечно, инклюзия.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нуждающиеся в коляске, большей частью учатся на дому; но диапазон заболеваний наших учеников широк: заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, астма, нарушения слуха. Но классы формируются не по критерию заболевания, пропорция детей с отклонениями в каждом случае своя. Конфликты бывают, как и в любом коллективе – но эти процессы идут более естественно, чем в школе, где все здоровы – и вдруг появляется колясочник или ребенок с синдромом Дауна.

- Какие проблемы могут испытывать «особые» дети при включении в коллектив здоровых сверстников?

- Для некоторых инклюзия многие проблемы как раз снимает, помогает преодолеть внутренние страхи. В Москве есть, к примеру, школа «Ковчег», где аутистов уже около 20 лет учат вместе с другими детьми. Избыточное количество внешних раздражителей для них травматично. Но чтобы помочь такому ребенку социализироваться, мы должны пытаться идти по пути включения его в социум.

Самое главное, чтобы среда – и архитектурная, и социальная, и педагогическая – была разнообразной, чтобы дети с разными нарушениями могли как-то входить в нее и адаптироваться.

Некоторые мои коллеги считают, что инклюзия – это включение в обычную среду не только детей-инвалидов, но даже и одаренных – они ведь тоже совершенно другие, и порой им нужны не менее особые условия.

- Подготовка психологов для инклюзивной школы тоже должна быть особой?

- Безусловно. Сейчас, по действующим стандартам, насколько мне известно, такой подготовки нет: работают люди, получившие образование в области специальной психологии, клинической психологии, дефектологи. Но новые стандарты подготовки магистров, бакалавров психолого-педагогического профиля дают возможность готовить специалистов именно в этом направлении.

В рамках Центра развития интегративного инклюзивного образования МГППУ осуществляется переподготовка специалистов и повышение квалификации специалистов разных профилей. Возможно, через несколько лет мы получим компетентных профессионалов, способных работать в новых условиях.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Ссылка на источник
 

Опубликовано в источнике: 31 мая 2010

Назад Вперед

поиск

Мы в соцсетях

Контакты

  • sp.mgppu@mail.ru, ksp.mgppu@gmail.com

  • Москва, Сретенка, 29
    Шелепихинская наб., д. 2А

  • На Сретенке: 8(495)623-17-93
    Деканат на Шелепихе: +7(499)244-07-15
    Кафедры: +7(499)256-87-50
    Приемная комиссия: +7(985) 535-38-05

Время работы:

Понедельник - пятница 9.00-18.00

Факультет

  • Кафедры
  • Наука
  • История
  • О журнале
  • Внеучебная работа

Образование

Медиатека

Мы в СМИ

Абитуриентам

  • Подготовительные курсы
  • Дни открытых дверей

Студентам

  • Расписание
  • Обучающие материалы
  • Материалы по оформлению курсовых и дипломных работ

Проект «Доверенные студенты»

Преподавателям

Новости

  • Сотрудники МГППУ прошли обучение на платформе «Россия — страна возможностей»
    Сотрудники МГППУ прошли обучение на платформе «Россия — страна возможностей»
    30 мая 2025
  • День открытых дверей МГППУ: 15 июня
    День открытых дверей МГППУ: 15 июня
    28 мая 2025
  • II Суворовские чтения состоятся 3-4 июня
    II Суворовские чтения состоятся 3-4 июня
    21 мая 2025

©2005-2025 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет

Яндекс.Метрика