В результате освоения данной программы обучающиеся овладеют арт-технологиями повышения жизнеспособности личности в трудной жизненной ситуации. Выбор средств искусства для работы психолога в программах комплексной реабилитации обусловлен высоким мотивирующим потенциалом и эмоциональной насыщенностью творческой деятельности в любом возрасте. Арт-методы являются ценным средством и эффективным способом формирования и укрепления личностного потенциала, повышения адаптивных способностей и достижения оптимального уровня качества жизни. Более 2/3 учебного времени отведено на практикумы и мастер-классы, что обеспечивает практическую направленность программы.
Цель реализации программы: формирование компетенций в области реабилитации уязвимых категорий населения с опорой на арт-методы.
Автор и руководитель программы: Щербакова Анна Михайловна, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии, имеет многолетний опыт реализации программ ДПО в сфере арт-педагогики и арт-терапии
Данная программа реализуется профессорско-преподавательским составом, имеющим богатый многолетний опыт научно-педагогической и практической деятельности в области комплексной реабилитационной помощи детям и взрослым. В программе участвуют ведущие специалисты-практики в сфере реабилитации творческими видами деятельности и арт-терапии
Требования к слушателям: на программу принимаются лица с высшим психологическим, психолого-педагогическим, педагогическим, специальным (дефектологическим) образованием, а также образование в сфере искусств и социальной помощи.
Актуальность освоения программы «Арт-методы в комплексной реабилитации» определяется:
Краткое содержание программы включает в себя следующие разделы:
К проведению практикумов и мастер-классов привлекаются ведущие специалисты-практики в области арт-педагогики и арт-терапии, имеющие многолетний опыт работы в программах комплексной реабилитации лиц (включая детей) с ОВЗ: Попова Н.Т. Дрезнина М.Г., Виноградова Д.А., Яворская С.Л. Подробнее о преподавательском составе см. вкладку "Преподаватели"
Подробная информация и запись на сайте Факультета повышения квалификации МГППУ
Объем программы составляет 432 часа и включает 3 модуля:
Модуль 1. Методологические основы комплексной реабилитации средствами творческой деятельности
Модуль 2. Психолого-педагогическая абилитация как путь овладения средствами творческой выразительности
Модуль 3. Арт-методы в психологической коррекции и терапии: теоретические и прикладные аспекты
Предусмотрен текущий контроль успеваемости, промежуточный контроль в форме экзамена в конце каждого модуля и итоговая аттестация в форме итогового экзамена.
Форма обучения: очная с частичным применением дистанционных технологий
Главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО, доктор психологических наук
ПодробнееПрофессор кафедры специальной психологии и реабилитологии, докт. филос. наук, канд.мед.наук, ведущий научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования
ПодробнееПрофессор кафедры специальной психологии и реабилитологии, канд.пед.наук
ПодробнееЗавкафедрой специальной психологии и реабилитологии, канд.психол.наук
Подробнеемузыкант, педагог, музыковед.
Участник музыкального проекта «CanarioBand», музыкант плейбэк-театра «Однажды».
Музыкальный терапевт детского хосписа «Дом с маяком». Больничный музыкант в РООИ «Творческое партнерство».
Опыт работы в медицинских учреждениях более 10 лет: с 2011 — ГБУЗ КДПНС МО (детский психоневрологический санаторий № 1 г. Королева), с 2014 — ГКУ СО МО СРЦН «Забота», с 2020 — детский хоспис «Дом с маяком», онкологические отделения Морозовской детской больницы и НПЦ специализированной медицинской помощи детям им. Войно-Ясенецкого.
Художник, педагог, арт-терапевт, автор книг и учебных пособий, старший научный сотрудник и ведущий методист Отдела эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, член живописной секции Московского Союза художников, автор выставочных проектов и социально-художественных акций. Много лет работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья в психологических и медико-социальных центрах по реабилитации детей и их семей средствами изобразительного искусства.
Автор методики «Ориентация в пространстве», направленной на формирование у детей способности говорить на языке искусства с помощью формы, цвета, линии, ритма, композиции.
Одним из приоритетных направлений работы М.Г. Дрезниной является разработка и проведение семейных творческих акций и программ, способствующих укреплению семьи через общение детей и родителей во время творческого процесса, где каждый может проявить себя с неожиданной стороны, удивить и порадовать другого интересными творческими результатами.
Клинический психолог, режиссер Интегрированной театральной студии ИТС Круг, Председатель правления Общественной организации Круг (РОО СТР «Круг»). Учредитель и программный директор фестиваля «Протеатр». Опыт работы в сфере социокультурной реабилитации, инклюзивного театра более 30 лет.
Автор метода «Когнитивное движение», направленного на решение реабилитационных и эстетических задач в инклюзивном театральном коллективе. Один из авторов долгосрочной программы «Музей, открытый для всех». Автор практикума «Я—Тело—Пространство».
Художник, искусствовед, научный сотрудник историко-художественного музея г. Домодедово, хранитель уникальной коллекции художественных вырезок из бумаги и других материалов разных стран мира. Один из организаторов Международных симпозиумов по искусству вырезания из бумаги. Имеет более пятидесяти публикаций на эту тему в научных сборниках, периодической печати, интернет-ресурсах. Участник многих научных конференций, в том числе психологических, на которых выступала с докладами по практической арт-терапии и арт-профилактике. Разработала серию научно-практических семинаров по двуручным техникам в арт-терапии, провела сотни семинаров и мастер-классов.