Щербакова Анна Михайловна

Щербакова Анна Михайловнапрофессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии

ученая степень: кандидат педагогических наук (научная специальность 13.00.03 Коррекционная педагогика) 

ученое звание: старший научный сотрудник (1996)

уровень образования: высшее, МПГУ им. В.И. Ленина, диплом с отличием; МГППУ, Клиническая психология (2009)

наименование направления подготовки и (или) специальности: Дефектология

квалификация: Олигофренопедагог. Логопед

данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  • Seminar zum Thema “Grundlagen der psychodynamisch orientierten Rehabilitation und Therapie psychisch Kranker” (Dezember 2013, 16 Stunden) Deutsche Akademie fur Psychoanalyse (DAP)
  • «Основы психодинамического подхода в реабилитации лиц с психическими заболеваниями» (10-13 декабря 2013, 36 час.), МГППУ
  • «Теоретические и практические основы медико-психологического сотрудничества» (ГБОУ ВПО РНИМУ им.Н.И.Пирогова Минздравсоцразвития России, 2011), 144 часа.
  • «Иностранный язык» (144 час.) на базе МГППУ 2011-2012 гг.
  • «Теоретические и практические основы медико-психологического сотрудничества» (144 час.) на базе ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздравсоцразвития России с 01.12.2011 по 28.12.2011
  • «Психолого-педагогическая реабилитация детей с особыми образовательными потребностями в регионе с условиями экстремального проживания» (40 час.) на базе Камчатского института повышения квалификации с 31.10.10 по 07.11.10
  • Краткосрочное повышение квалификации «Психологическая реабилитация соматических больных» (18 час.) по программе Международного семинара на базе МГППУ с 13.04.2010 по 15.04.2010
  • Профессиональная переподготовка по программе «Клиническая психология (патопсихологическая диагностика в клинике, образовательных и воспитательных учреждениях)» (2009, МГППУ)
  • «Комплексная реабилитация инвалидов» (72 час.) на базе ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Альбрехта Росздрава» с 09.06. по 20.06.2009
  • «Психотерапия» (144 час.) на базе ГОУДПО «Российская медицинская академия последипломного образования Росздрава» с 12.03. по 07.04.2007

международные стажировки по проблеме психологической реабилитации:

  • «Реабилитационная психология» (с 05.11.07 по 13.11.07, 72 час.) на базе реабилитационного центра госпиталя Левинштайн (Израиль)
  • «Психологическая реабилитация больных с хроническими соматическими заболеваниями. Профессиональная подготовка психологов-реабилитологов» (с 19.10.08 по 26.10.08, 32 час.) на базе кафедры Реабилитационной психологии и психотерапии Института психологии Университета Альберта Людвига (Фрайбург, Германия)

общий стаж работы: 37 лет

стаж работы по специальности: 37 лет

награды, премии, звания: Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2012), медаль им. Г.И. Челпанова I степени «За вклад в развитие психологической науки» (2007)

С 1997 - член Ассоциации детских психиатров и психологов; член редколлегий журналов «Вопросы психического здоровья детей и подростков» и «Клиническая и специальная психология»; с 2000 - член оргкомитета и жюри фестиваля особых театров «Протеатр»

Координатор (2007-2009) направления «Психологическая реабилитация» в рамках Национального инновационного проекта Образование. Разработала специализацию «Психологическая реабилитация и коррекция», создала кафедру психологической реабилитации (в настоящее время преобразована в кафедру специальной психологии и реабилитологии)

Инициатор и организатор регулярной международной конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» (2011, 2013), результаты работы которых открывают новые перспективы в становлении и реализации психологической реабилитации в нашей стране

Научный руководитель коллектива молодых ученых, ставшего победителем отборочного тура Всероссийского конкурса инновационных проектов в области социально-гуманитарных наук (проект «Проблема отношения подростков и молодежи с ограниченными возможностями здоровья к своему заболеванию в контексте качества жизни» (2012)

Разработчик и руководитель магистерской программы «Психологическая реабилитация в социальной сфере»

Осуществляет научное руководство аспирантскими, магистерскими и студенческими работами

читаемые дисциплины:

  1. Психология социального сиротства
  2. Обучение и воспитание детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями
  3. Психолого-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей
  4. Социокультурная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья
  5. Социально-творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья
  6. Научно-методический семинар
  7. Фототерапия в реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
  8. Технологии и методы психологической реабилитации
  9. Психология лиц с интеллектуальными нарушениями
  10. Медико-социальная реабилитация в сфере социальной работы

Читаемые разделы модулей:

Современные проблемы реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья

сфера научных интересов:

  • психолого-педагогические проблемы реабилитации и интеграции в социум детей с нарушениями развития, а также детей, оставшихся без попечения родителей;
  • психологические аспекты реабилитационной среды;
  • вопросы самоопределения и самореализации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья

основные публикации: автор около 100 научных, научно-методических и научно-популярных публикаций, среди которых:

  1. Щербакова А.М. Личностные основания формирования финансовой грамотности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Проблема "свобода vs. ответственность" в философско-богословском и психологическом дискурсах современности Москва, 2019. С. 168-178.
  2. Щербакова А.М. Психолого-педагогические подходы к формированию предпосылок социально-личностной компетентности у младших школьников с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью в легкой степени) // Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе ФГОС Сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 110-летию педагогического образования в Иркутской области. Под ред. Е.Л. Инденбаум. Иркутск, 2019. С. 57-62.
  3. Щербакова А.М. Концептуально-институциональные основы профессиональной идентификации психологов-реабилитологов (на примере разработки магистерской программы по направлению "Психологическая реабилитация в социальной сфере") // Психология и право. 2019. Т. 9. № 3. С. 1-17.
  4. Зверева Н.В., Мешкова Т.А., Щербакова А.М., Хромов А.И. Достижения и проблемы в подготовке клинических психологов в университете (к 10-летию первого выпуска клинических психологов факультета КСП МГППУ) // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 2. С. 198-209.
  5. Барсукова О.В., Щербакова А.М. Cпецифика картины мира детей с различными вариантами нарушенного развития // культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой. 2018. С. 252-256. Щербакова А.М., Горбачевская Н.Л. К юбилею Татьяны Александровны Мешковой // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7. № 3 (27). С. 217-222.
  6. Косяева С.В., Щербакова А.М. Роль ожиданий в эффективности комплексной реабилитации у пациентов с нарушением статодинамической функции // Социализация и реабилитация в современном мире: Сборник научных статей. Под редакцией О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Л.В. Шиповой, Е.С. Пяткиной, М.Д. Коноваловой. Москва, 2017. С. 295-306.
  7. Щербакова А.М. Лица с ограниченными возможностями здоровья в представлении подростков с девиантным поведением // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. Т. 17. № S2. С. 275-276.
  8. Щербакова А.М. Отношение подростков с девиантным поведением к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 20. С. 91-102.
  9. Щербакова А.М. Психолого-педагогические проблемы тяжело болеющих детей, находящихся в условиях длительной госпитализации // В сборнике: Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход Москва, 2016. С. 304-317.
  10. Щербакова А.М., Забавская А.А. Психолого-педагогические проблемы стационированных детей с психическими заболеваниями // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2016. № 1. – С. 27-32.
  11. Щербакова А.М., Осипова Е.А. Субъективное качество жизни детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, включенных в программы социокультурной реабилитации // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2016. № 2. – С. 54-63
  12. Ослон В.Н., Щербакова А.М.  Возможности и перспективы внедрения нового профессионального стандарта специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2016. № 2. – С. 75-79
  13. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида: Пособие для учителя. – М.: «Владос», 2014. ISBN 978-5-6910-1125-2. Составитель, научный редактор, автор. Допущено МО РФ
  14. Программно-методическое обеспечение для X-XII классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида: Пособие для учителя. – М.: «Владос», 2012. ISBN 5-691-01545-2008 Редактор, автор. Допущено МО РФ.
  15. Shcherbakova A. Self-actualization of individuals with intellectual disability: role of the environment// Social Welfare Interdisciplinary approach. 2012. Volume 1 (3). – Р.86-92.
  16. Щербакова А.М. Представления о семье и родительской роли взрослого у детей-сирот, воспитывающихся в институциональных условиях: проблема и пути решения/ Формирование представлений о семье и семейных отношениях в условиях образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Серия «Ребенок без семьи». – М.: ОПОРА, 2011.
  17. Щербакова А.М. Качество жизни людей с интеллектуальной недостаточностью – от концепции к технологии / Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: научное издание / Отв. ред. А.М. Щербакова. – М., 2011. – С.67-75.
  18. Щербакова А.М., Шехорина А.В. Факторы, определяющие психологическую устойчивость в трудных жизненных ситуациях/ Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: научное издание / Отв. ред. А.М. Щербакова. – М., 2011. – С.53-55.
  19. Щербакова А.М. Подготовка студентов-психологов к работе с терминальными больными (в рамках специализации «Психологическая реабилитация») [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. №5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/index.shtml
  20. Щербакова А.М., Гудилина О.Н. Сравнительная характеристика отношения к ограниченным возможностям своего здоровья лиц с врожденными и приобретенными нарушениями статодинамической функции// Психологическая наука и образование. 2010. № 5. – C. 77-86
  21. Щербакова А.М. Психологические аспекты реабилитационной среды // Другое детство: Сборник научных статей. – М.: МГППУ, 2009

публикации на PsyJournals

публикации в РИНЦ

E-mail: scherbakovaam@mgppu.ru