Госпитальная школа: Лучшие практики, передовой опыт
27 мая 2020 г. прошел заключительный день онлайн-конференции «Госпитальные школы России. Сопровождение обучающихся, находящихся на длительном лечении, в период «двойной изоляции».
Три дня госпитальные педагоги заботливой школы проекта «УчимЗнаем» и лучшие психологи Московского государственного психолого-педагогического университета в онлайн-режиме делились своим опытом дистанционного обучения, демонстрировали лучшие психолого-педагогические практики и в формате дискуссии искали пути для наиболее комфортного образования школьников, находящихся на длительном лечении.
Ежедневно более тысячи человек присоединялись к онлайн-конференции на разных платформах: одни участвовали напрямую в zoom-формате, другие через трансляцию на YouTube. У всех остальных была возможность присоединиться и посмотреть конференцию в любое удобное время.
Несмотря на то, что самоизоляция идет уже второй месяц и иногда кажется, что люди устали от онлайн-формата, конференция госпитальных педагогов имела огромный успех. За три дня были представлены лучшие образцы педагогических практик, которые применяют на площадках госпитальных школ проекта «УчимЗнаем» от Калининграда до Владивостока.
Первый день конференции открыл академик Российской академии образования Евгений Ямбург, который своим профессиональным и по-отечески добрым выступлением дал старт историческому событию в госпитальной педагогике. Дискуссия первого дня была посвящена психологической поддержке детей, находящихся на длительном лечении в условиях изоляции. Ведущие преподаватели кафедры специальной психологии и реабилитологии Московского государственного педагогического университета представили опыт академического сообщества в госпитальной педагогике.
Второй день был насыщен панорамой педагогических практик, которые стали ответом на вызовы пандемии. Основная особенность таких практик: они уже базируются на методическом материале, который используется в рамках проекта «УчимЗнаем», но с корректировкой на особенности удаленной работы педагогов сегодня. Напомним, что дети, находящиеся на длительном лечении, в обычной жизни не всегда имеют возможность общаться со своим наставником-педагогом вживую – агрессивная терапия в большинстве случаев наносит удар по иммунной системе маленького пациента, и лишние контакты с педагогами извне не всегда показаны врачами. Именно поэтому у педагогов заботливой школы очень большой опыт онлайн-обучения. Ведь именно этим людям удается с помощью своей «магии» замотивировать ребенка к учебе через два экрана.
Пожалуй, самым ярким во второй день стало выступление руководителя Службы развития кадрового потенциала флагманской площадки проекта «УчимЗнаем» Ивана Гусева, который сделал обобщение всех существующих практик на флагманской площадке проекта «УчимЗнаем» в Москве. Его очень гармонично дополнили неравнодушные психологи – руководитель Службы психолого-педагогического сопровождения флагманской площадки проекта «УчимЗнаем», кандидат психологических наук Екатерина Зорина и заведущая кафедрой специальной психологии и реабилитологии МГППУ Юлия Куртанова.
Программу третьего дня конференции открыл ректор Московского государственного педагогического университета Аркадий Марголис. Он обобщил интересные наблюдения за первые два дня и емко сформулировал содержание проекта «УчимЗнаем», обозначив его вектор. По его мнению, проект госпитальных школ России «УчимЗнаем» является сегодня зоной ближайшего развития всей системы образования.
Несмотря на третий день работы в онлайн-режиме, ни у кого из участников не возникло ощущения усталости и выгорания. Организаторы так продумали программу, что в каждом блоке выступлений слушатели находили для себя все новые и новые моменты, записывая за ведущими специалистами. На третий день конференции слушатели познакомились с лучшими практиками из регионов. Обобщенные доклады по работе региональных площадок проекта «УчимЗнаем» представили Удмуртская республика и Ростовская область, обобщив все лучшее, над чем работают все госпитальной школы проекта «УчимЗнаем».
Конечно, без идейного вдохновителя и талантливого руководителя сделать такую масштабную конференцию было бы невозможно. Госпитальной педагогике в России повезло – более пяти лет назад самоотверженный энтузиаст своего дела Сергей Шариков смог запустить этот механизм и вывести госпитальную педагогику на совершенно иной уровень. Мы не могли не подойти к Сергею Витальевичу и не поинтересоваться его впечатлениями.
«Эти три дня были очень важны для нашего сообщества и тех, кому эта тема интересна. В период пандемии особенно важно сверить часы, посмотреть друг на друга, поделиться опытом, что-то позаимствовать. Эта конференция стала именно таким содержательным обменом практик, которые предстоит еще осмыслить и использовать в нашей дальнейшей работе. Мы не раз подчеркивали в эти три дня, что не просто рассказываем о практиках, которые сложились в условиях режима повышенной готовности и самоизоляции наших детей. Мы говорим о будущем, прекрасно понимая: выйти в один день из режима самоизоляции нашим ученикам, находящимся сегодня на длительном стационарном лечении, не получится. Но жизнь, особенно жизнь наших детей, должна продолжаться. Это значит, что педагоги должны извлечь для себя важные уроки и включить лучший опыт в свою работу. Однако важен еще один момент. Благодаря этому непростому периоду мы в очередной раз для себя осознали: самая прекрасная удаленная работа никогда не заменит личный контакт с больным ребенком, теплоту и поддержку взаимного общения. Мы надеемся и верим, что рано или поздно сможем вновь зайти в палаты к нашим ученикам в детских больницах», - отметил Сергей Шариков.
Всем, кто заинтересовался совместной онлайн-конференцией госпитальной школы и МГППУ, хочет увидеть и услышать все из первых уст, предлагаем посмотреть запись трансляции: