Научная деятельность
На факультете ведется научно-исследовательская работа по изучению лиц с ограниченными возможностями здоровья, в основе которой – традиции научной школы Л.С. Выготского и его учеников: исследования в области специальной психологии и педагогики (В.И. Соловьев, Т.В. Розонова, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский и др.), нейро- и патопсихологии (Б.В.Зейгарник, А.Р. Лурия, Ю.Ф. Поляков и др.)
- Разработка и апробация стандартов качества оказания образовательных услуг детям и их родителям в службах ранней помощи и лекотеках.
- Разработка и стандартизация методик комплексного психолого-педагогического обследования детей в возрасте до 7 лет с ОВЗ и среды на основе Международной классификации функционирования.
- Развитие представлений о здоровье как ценности у школьников и роль взрослых в этом процессе участие в просветительской работе среди населения о возможностях обучения, лечения и социально-психологической поддержки детей с проблемами в развитии, предупреждении и профилактике нарушений развития;
- Участие в создании информационного банка данных о детях с проблемами в развитии и об учреждениях для них;
- Оказание информационной поддержки учреждениям образования, здравоохранения и социальной защиты по вопросам обучения и психолого-педагогической поддержки детей с проблемами в развитии и их семей.
- Разработка и научно-методическое обеспечение образовательных моделей для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Проектирование компонентов системы специального образования:
- организация в округах системы раннего выявления и ранней психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии и создание механизма безотлагательного направления их на комплексную медико-психолого-педагогическую диагностику
- разработка системы ранней дифференциальной медико-психолого-педагогической диагностики нарушений в развитии с целью выявления особых образовательных потребностей каждого ребенка и создания индивидуализированных комплексных программ реабилитации, начиная с первых месяцев жизни
- развитие системы ранней педагогической коррекции отклонений в развитии и системы помощи семье
- разработка новых и адаптация зарубежных программ для служб ранней помощи и лекотек
- определение целей и задач образовательной системы, соотношения норм образованности и норм жизненной компетентности детей на всех ступенях образовательной системы, начиная с первых месяцев жизни
- проектирование различных направлений образовательного маршрута с учетом вариативности достигнутого к началу целенаправленного обучения уровня общего и речевого развития
- проектирование типов образовательных учреждений для всех возрастов и всех категорий детей
- определение механизма взаимодействия систем массового и специального образования на всех ступенях проектируемой системы
- определение содержания и механизмов взаимодействия специалистов и родителей в процессе образования детей с отклонениями в развитии
- Разработка положения о межведомственном учреждении (образования, здравоохранения и социальной защиты) для детей-инвалидов с тяжелыми формами нарушений развития