Учебный процесс ориентирован на формирование компетенций, закрепленных в ФГОС по данной специальности, а также на получение глубоких теоретических знаний и базовых практических навыков в области клинической психологии. В рамках специализации «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье» акцент сделан на практическую (психодиагностическую, психотерапевтическую, психокоррекционную) работу с детьми и подростками с различными формами нарушенного развития (психическая, соматическая патология, генетические синдромы и многое др.), а также с их семьями (диагностическая, консультативная работа, сопровождение семьи и пр.).
Кого готовят?
Клинических психологов – специалистов одной из ведущих и востребованных отраслей психологии. Основными сферами профессиональной деятельности клинических психологов являются проведение комплексной психодиагностики, психологического консультирования, психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, психологическая реабилитация и др.
Специфика данного направления – клиническая психология детей, подростков и их семей. Специалисты в детской клинической психологии имеют дело как с проблемами, возникающими в ходе нормального психического развития ребенка, так и при наличии у него соматических (в том числе, генетических) заболеваний, психической патологии. Они помогают детям справиться с болезненными врачебными процедурами, потерей прежних способностей, страхом смерти, гневом и обидой на свою судьбу, подавленностью и растерянностью вследствие болезни, депрессией, тревогой, трудным поведением, завистью к своим здоровым сверстникам.
Кроме того, такие специалисты ведут работу с семьями детей с нарушенным развитием и работают с такими проблемами, как информирование семьи об особенностях больного ребенка (его особых потребностях, трудностях, возможностях), помощь и сопровождение членов семьи в процессе принятия больного ребенка, обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ним. Другой аспект работы с семьей – психологическая помощь пожилым членам семьи, работа с другими членами семьи по оптимизации отношения к ним.
Особенности программы: программа создана с ориентацией на лучшие традиции преподавания клинической психологии в высших учебных заведениях. Программа вобрала в себя опыт и достижения преподавания классических разделов клинической (медицинской) психологии, разработанные выдающимися отечественными психологами А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, Ю.Ф. Поляковым, В.В. Лебединским и их последователями, среди которых – преподаватели выпускающей кафедры.
Осваиваемые компетенции:
Помимо компетенций, осваиваемых в соответствии с образовательным стандартом 5.37.05.01 «Клиническая психология» по реализуемым видам деятельности (психодиагностическая, научно-исследовательская, консультативная и психотерапевтическая), специалисты освоят дополнительные компетенции:
учреждения здравоохранения (лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях), учреждения образования и социальной помощи населению, общественные и хозяйственные организации, административные и правоохранительные органы, научно-исследовательские и консалтинговые организации; кроме того, клинический психолог может работать в сфере частной практики, предоставляя психологические услуги физическим лицам и организациям.
В учебном процессе участвуют доктора и кандидаты психологических, медицинских, биологических наук с богатым опытом преподавания (стаж педагогической работы большей части преподавателей варьируется от 20 до 30 лет). Многие из профильных специалистов являются научными сотрудниками научно-исследовательских организаций в области психического и соматического здоровья; практические специалисты, работающие на клинических базах; опытные психотерапевты врачи, генетики, нейрофизиологи и др. специалисты.