Первая в России магистерская программа по подготовке профессионалов, владеющих системными научными знаниями по проблемам психолого-педагогического сопровождения лиц с РАС, разработана с учетом мировых тенденций в области диагностики и психолого-педагогической помощи.
Актуальность программы: В связи с высокой распространенностью расстройств аутистического спектра (РАС) и развивающейся в России системой инклюзивного образования специалистам службы психолого-педагогического взаимодействия чаще приходится наблюдать таких детей в общеобразовательных организациях. Адаптация этой категории обучающихся крайне затруднена, что связано с их особенностями и нарушениями в области коммуникации и социализации, когнитивного и аффективного развития, а также, в связи с наличием у них дезадаптивных форм поведения.
Цель программы: Подготовка компетентных специалистов в области образования и оказания коррекционной помощи детям с РАС, обладающих специальной профессиональной подготовкой по проблемам развития, методах диагностики, способах организации коррекционной и обучающей работы.
Эффективно использовать теоретические знания, традиционные и альтернативные технологии психолого-педагогической работы с обучающимися с РАС. Программой обучения предусмотрен комплексный междисциплинарный подход к подготовке специалистов.
Специалистов, способных разрабатывать и успешно реализовывать индивидуальные коррекционные программы, адаптированные основные образовательные программы, создавать специальные условия обучения, использовать альтернативные системы коммуникации в работе с обучающимися с РАС.
Выпускники программы крайне востребованы в системе дошкольного и школьного образования в качестве педагогов-психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения: психологические службы различных ведомств; психолого-медико-педагогические консультации; центры реабилитации, коррекции и развития; государственные и негосударственные благотворительные фонды; общественные организации, оказывающие помощь лицам с расстройствами аутистического спектра.
Особенности обучения: Обучение по программе организовано по семестрово-модульному принципу и направлено на освоение компетенций в соответствии с образовательным стандартом «Психолого-педагогическое образование» и с учетом Профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования).
Помимо содержания учебных модулей программа обучения включает прохождение учебной, производственной практики и научно-исследовательской работы, в том числе и на базе Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ, разработку и защиту диссертационного исследования.
Начало занятий в магистратуре: 1 сентября.
Модуль 1 «Теоретико-методологические проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»
1.1. Нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогической деятельности в образовании и социальной сфере
1.2. Методология инклюзивного образования
1.3. Управление в образовании
1.4. Теоретико-методологические и исторические аспекты специальной педагогики и психологии
1.5. Современные проблемы реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
Модуль 2 « Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья»
2.1. Современные представления о причинах нарушенного развития
2.2. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
2.3. Комплексная диагностика при проектировании коррекционно-развивающих программ
2.4. Концепции психологической устойчивости
Разделы по выбору
Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Нейрофизиологические аспекты диагностики нарушенного развития
Модуль 3 «Методология научных исследований»
3.1. Методология научных психолого-педагогических исследований
3.2. Статистические и математические методы в психолого-педагогических исследованиях с практикумом
3.3. Проектирование научного исследования
Модуль 4 «Коммуникация в профессиональной деятельности» Модуль 5 «Мультидисциплинарный подход к изучению проблемы расстройств аутистического спектра» Модуль 6 « Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития при расстройствах аутистического спектра» Модуль 7 «Проектирование и условия реализации адаптированных образовательных программ для лиц с расстройствами аутистического спектра» Модуль 8 «Современные технологии коррекции нарушений развития при расстройствах аутистического спектра»
4.1. Иностранный язык в профессиональной деятельности
4.2.
4.3. Этика в профессиональной деятельности педагога-психолога
4.4. Специальные и альтернативные средства общения
5.1. Нейробиология расстройств аутистического спектра
5.2. Нейрофизиология расстройств аутистического спектра
5.3. Фармакотерапия при аутизме
5.4. Психолингвистический подход к оценке речевого и когнитивного развития ребенка с расстройствами аутистического спектра
Разделы по выбору
Междисциплинарное взаимодействие специалистов
Современные подходы к изучению проблем аутизма
6.1. Особенности психического развития лиц с расстройствами аутистического спектра
6.2. Дифференциальная диагностика расстройств аутистического спектра
6.3.
Разделы по выбору
Практикум: Современные методы коррекции нежелательного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра
Практикум: Стереотипные движения и повторяющееся поведение при расстройствах аутистического спектра
7.1. Проектирование программ и технологий
7.2. Проектирование и реализация индивидуальных программ развития
7.3. Технологии развития коммуникативных навыков и речи
Разделы по выбору
Практикум: Общее и профессиональное обучение лиц с расстройствами аутистического спектра
Практикум: Профориентация лиц с расстройствами аутистического спектра
8.1. Развитие навыков социально-бытовой ориентировки
8.2. Технологии развития продуктивной деятельности
8.3. Альтернативные системы коммуникации
8.4. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
Раздел по выбору
Практикум: Стратегии обучения неговорящего ребенка
Практикум: Технологии игровой деятельности
Декан факультета клинической и специальной психологии, доцент кафедры специального (дефектологического) образования, канд. пед.наук
ПодробнееЗав. кафедрой специального (дефектологического) образования факультета клинической и специальной психологии, канд. пед.наук
ПодробнееПрофессор кафедры специальной психологии и реабилитологии, канд.психол.наук
Подробнеепрофессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, доктор биологических наук, руководитель научно-образовательного центра «Нейробиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ
ПодробнееЗаведующий кафедрой нейро-и патопсихологии развития, доцент, канд.психол. наук
ПодробнееДоцент кафедры специального (дефектологического) образования, канд.пед.наук
ПодробнееДоцент кафедры специального (дефектологического) образования, канд. пед.наук
ПодробнееПрофессор кафедры специального (дефектологического) образования, доктор пед.наук
ПодробнееПрофессор кафедры специальной психологии и реабилитологии, канд.психол.наук
ПодробнееПрофессор кафедры специальной психологии и реабилитологии, доктор психологических наук
ПодробнееПрофессор кафедры специальной психологии и реабилитологии, канд.пед.наук
Подробнее