Первая в России магистерская программа по подготовке профессионалов, владеющих системными научными знаниями по проблемам психолого-педагогического сопровождения лиц с РАС, разработана с учетом мировых тенденций в области диагностики и психолого-педагогической помощи. В связи с включением в профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог» трудовой функции «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание обучающихся с расстройствами аутистического спектра, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений», образовательная программа с 2025 года будет реализовываться по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
Цель программы: Подготовка компетентных специалистов в области образования и оказания коррекционной помощи детям с РАС, формирование профессиональных компетенций по проблемам развития, методах диагностики, способах организации и реализации коррекционно-развивающей работы.
Актуальность программы: В связи с высокой распространенностью расстройств аутистического спектра (РАС) и развивающейся в России системой инклюзивного образования специалистам службы психолого-педагогического сопровождения чаще приходится наблюдать таких детей в общеобразовательных организациях. Адаптация этой категории обучающихся крайне затруднена, что связано с их особенностями и нарушениями в области коммуникации и социализации, когнитивного и аффективного развития, а также, в связи с наличием у них дезадаптивных форм поведения.
Эффективно использовать теоретические знания, традиционные и альтернативные технологии коррекционно-развивающей работы с обучающимися с РАС. Программой обучения предусмотрен комплексный междисциплинарный подход к подготовке специалистов.
Специалистов, способных разрабатывать и успешно реализовывать индивидуальные коррекционные программы, адаптированные образовательные программы дошкольного и школьного образования, создавать специальные условия обучения, использовать альтернативные системы коммуникации в работе с обучающимися с РАС.
Выпускники программы крайне востребованы в системе дошкольного и школьного образования в качестве учителей-дефектологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения в учреждениях разного профиля: психологические службы различных ведомств; психолого-медико-педагогические консультации; центры реабилитации, коррекции и развития; государственные и негосударственные благотворительные фонды; общественные организации, оказывающие помощь лицам с расстройствами аутистического спектра.
Комплексный междисциплинарный подход к анализу проблемы РАС предусматривает реализацию практикоориентированного обучения с учетом современных тенденций и актуальных технологий психолого-педагогического сопровождения. В программу обучения включен ряд уникальных дисциплин, позволяющих повысить конкурентоспособность специалистов на рынке труда.
В процессе обучения студенты получают актуальные теоретические знания о механизмах возникновения, проявлениях РАС; практические навыки проектирования современных коррекционно-развивающих программ и технологий сопровождения обучающихся с РАС, овладевают конкретными технологиями в области раннего вмешательства, дошкольного воспитания и школьного образования детей с РАС, профессионального самоопределения, социальной и культурной реабилитации лиц с РАС.
Выпускники владеют системными научными знаниями о проблемах психолого- педагогического сопровождения лиц с РАС, способных к разработке программно-методических материалов для осуществления коррекционно-развивающей работы.
Осваиваемые компетенции: Профессиональные компетенции соответствуют выбранному направлению подготовки в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего образования, утвержденным Министерством образования и науки, приказ 128 от 22.02.2018 г.
Особенности обучения: смешанная форма обучения (с применением дистанционного обучения)
Начало занятий в магистратуре: 1 сентября.
Трудоемкость программы: 120 зачетных единиц. 1 зачетная единица = 36 академических часов
Структура программы включает 8 модулей, в которые входят дисциплины, практика, НИР, курсовая работа, Государственная итоговая аттестация (см. содержание программы обучения)
Учебная программа построена на основе модульного принципа
Модуль 1 «Актуальные проблемы специального (дефектологического) образования»
Нормативно-правовое обеспечение деятельности дефектолога
Методология инклюзивного образования
Проектирование образовательного пространства
Менеджмент в специальном образовании
Теоретико-методологические и исторические аспекты специальной педагогики и психологии
Методологические основы теории и практики коррекционно-развивающего обучения и воспитания
Модуль 2 «Системный подход к научно-исследовательской работе в области специального (дефектологического) образования»
Теоретико-методологические аспекты научных исследований в области специального (дефектологического) образования
Количественная и качественная оценка результатов педагогического исследования
Элективные дисциплины
Практикум: Проектная деятельность в специальном образовании
Практикум: Управление программами и проектами в образовании
Модуль 3 «Проектирование и реализация программ коррекционно-развивающего обучения»
Психолого-педагогическая диагностика и мониторинг в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуализация и дифференциация содержания и методов работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями
Технологии проектирования и условия реализации адаптированных основных образовательных программ
Научно-методический семинар «Актуальные проблемы коррекционно-развивающего обучения»
Модуль 4 «Профессиональная коммуникация»
Иностранный язык в профессиональной деятельности
Педагогическая коммуникация в профессиональной сфере
Этика в профессиональной деятельности дефектолога
Альтернативные средства коммуникации в специальном образовании
Модуль 5 «Мультидисциплинарный подход к изучению проблемы расстройств аутистического спектра»
Нейробиология и нейрофизиология расстройств аутистического спектра
Особенности психического развития обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Дифференциальная диагностика расстройств аутистического спектра
Технологии взаимодействия специалистов службы психолого-педагогического сопровождения с семьей обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Научно-методический семинар «Вариативность нарушений развития при расстройствах аутистического спектра»
Элективные дисциплины
Технологии формирования готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Актуальные вопросы профориентации школьников с расстройствами аутистического спектра
Модуль 6 «Технологии проектирования и реализации адаптированных образовательных программ»
Разработка и реализация адаптированных образовательных программ дошкольного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Разработка и реализация адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Формы получения образования и формы обучения школьников с расстройствами аутистического спектра
Элективные дисциплины
Практикум: Технологии проектирования и реализации индивидуальных программ развития
Практикум: Технологии разработки индивидуальных образовательных траекторий
Модуль 7 «Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста»
Формирование предпосылок интеллектуальной деятельности у дошкольников с расстройствами аутистического спектра
Научно-методический семинар «Актуальные вопросы диагностики и коррекции нарушений развития при расстройствах аутистического спектра»
Элективные дисциплины
Практикум: Технологии сенсорно-перцептивного развития дошкольников с расстройствами аутистического спектра
Практикум: Сенсорное воспитание дошкольников с расстройствами аутистического спектра
Элективные дисциплины
Практикум: Стратегии обучения неговорящего ребенка
Практикум: Технологии логопедической работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра
Элективные дисциплины
Подготовка к школе детей с расстройствами аутистического спектра
Технологии подготовки обучающегося с расстройствами аутистического спектра к участию во фронтальных формах работы на уроке
Модуль 8 «Технологии коррекционно-развивающей работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра»
Технологии формирования социально-бытовой ориентировки у обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Технологии формирования коммуникативного поведения у обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Научно-методический семинар «Дифференцированный подход к коррекции нарушений развития»
Элективные дисциплины
Практикум: Развитие познавательной деятельности школьников с расстройствами аутистического спектра
Практикум: Развитие академических навыков у школьников с расстройствами аутистического спектра
Элективные дисциплины
Технологии сенсомоторной интеграции и музыкально-ритмической деятельности для обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Технологии проведения занятий по адаптивной физической культуре и музыкально-ритмических занятий с обучающимися с расстройствами аутистического спектра
Элективные дисциплины
Практикум: Технологии игровой деятельности обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Практикум: Игровые технологии в обучении детей с расстройствами аутистического спектра
Декан факультета клинической и специальной психологии, доцент кафедры специального (дефектологического) образования, канд. пед.наук
Подробнеедоцент кафедры «Специальное (дефектологическое) образование»
Подробнеепрофессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, доктор биологических наук, руководитель научно-образовательного центра «Нейробиологическая диагностика наследственных психических заболеваний детей и подростков» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ
ПодробнееДоцент кафедры специального (дефектологического) образования, канд. пед.наук
ПодробнееПрофессор кафедры специального (дефектологического) образования, доктор пед.наук
ПодробнееПрофессор кафедры специальной психологии и реабилитологии, канд.психол.наук
ПодробнееДоцент кафедры специального (дефектологического) образования, канд. пед.наук
Подробнеекандидат психологических наук, методист информационно-методического отдела Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ
ПодробнееДоцент кафедры специального (дефектологического) образования, канд. пед.наук
ПодробнееЗав. кафедрой специального (дефектологического) образования факультета клинической и специальной психологии, канд. пед.наук
ПодробнееЗаведующий кафедрой нейро-и патопсихологии развития, доцент, канд.психол. наук
Подробнее