Расписание занятий
логотип факультета клинической и специальной психологии логотип факультета клинической и специальной психологии
  • Факультет
  • Кафедры
  • Образование
  • Новости
  • События
  • Мы в СМИ
  • Медиатека
  • Студентам
  • Абитуриентам
  • Контакты

Ткачёва Виктория Валентиновна

  • На главную
  • Кафедры
  • Кафедра специальной психологии и реабилитологии
  • Преподаватели кафедры
  • Ткачёва Виктория Валентиновна
Ткачёва Виктория Валентиновна

Ткачёва Виктория Валентиновна

профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии, доктор психологических наук
  • Общая информация
  • Читаемые дисциплины
  • Основные публикации

образование: Высшее. МГУ им.М.В. Ломоносова

наименование направления подготовки и (или) специальности: Дефектология

направления подготовки 13.00.03 - коррекционная педагогика (олигофренопедагогика); 19.00.10 - коррекционная психология

общий стаж работы: 40 лет

стаж научной работы: 23 года

научные интересы:

  • Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Психологическая помощь семьям лиц с ОВЗ
  • Психолого-педагогическое сопровождение лиц со сложными нарушениями развития

достижения и поощрения:

  • Диплом XX Московской международной книжной выставки-ярмарки «Дошкольник 2007. Инновационные тенденции в дошкольном образовании и коррекционной педагогике».
  • Диплом I степени МГГУ им. М.А.Шолохова за подготовку и издание учебного пособия «Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии», М., 2007.
  • Диплом I степени МГГУ им. М.А.Шолохова за учебное пособие «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии», М., 2008.
  • Диплом I степени МГГУ им. М.А.Шолохова за подготовку и издание учебного пособия «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии», М., 2009.
  • Сертификат №98 Лучший преподаватель МГГУ им. М.А.Шолохова по итогам 2012 г. 
  • Благодарность от ректора МГГУ им.М.А.Шолохова за большой вклад в работу факультета и педагогическое мастерство.

данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  • Курсы повышения квалификации в объеме 72 часов на Международном научно-практическом семинаре «Современные аспекты подготовки кадров системы специального образования в Германии и России» (Москва, 11-18 сентября, 2009);
  • курсы ГОУ ВПО «Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского» по программе «Совершенствование подготовки управленческих кадров, специалистов системы образования в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов» в объеме 72 учебных часа (Ярославль, 2010); 
  • курсы ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова по программе «Современные методы повышения эффективности работы учреждений высшего профессионального образования» в объеме 87 часов (2013);
  • курсы ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова по программе повышения квалификации для педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования в объеме 72 часов (2013).;
  • курсы ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А.Шолохова по программе повышения квалификации по программе «Распространение моделей раннего выявления и комплексного сопровождения детей с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей» в объеме 72 часов, Москва, 15-31 мая 2015.
  • ФГБОУ ВО МПГУ «Ранняя помощь и дошкольное образование в системе непрерывного образования детей с ОВЗ» 2017, 72 часа; удостоверение о повышении квалификации №772406654892;
  • ФГБОУ ВО МПГУ  «Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования  бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог» 2017, 78 часа; удостоверение о повышении квалификации №772406317022;
  • ФГБОУИ ВО МГГЭУ «Обучение и воспитание детей с нарушениями  опорно-двигательного аппарата в общеобразовательной организации» 2018, 72 часа; удостоверение о повышении квалификации №772408742895;
  • ФГБОУ ВО МПГУ «Обеспечение качества образования обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования» 2019, 36 часа; удостоверение о повышении квалификации №772408214659;
  • ФГБОУ ВО МПГУ «Цифровая компетентность преподавателя высшей школы» 2019, 72 часа;
  • удостоверение о повышении квалификации №772409673271;
  • ФГБОУ ВО МГПУ «Оказание первой помощи в условиях учебно-воспитательного процесса» 2020, 36 часа;  удостоверение о повышении квалификации №772411319354.
  • КОНТАКТЫ:
  • E-MAIL: vikt-tkacheva@yandex.ru
  1. Психологическое сопровождение семей с детьми, имеющими особенности развития
  2. Обучение и воспитание лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  3. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
  4. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с сочетанными нарушениями развития
  5. Психолого-педагогическая коррекция расстройств аутистического спектра
  6. Сопровождение семьи. воспитывающей ребенка с ОВЗ
  7. Основы семейного консультирования
  8. Читаемые разделы модулей:

    1. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с сочетанными нарушениями развития
    2. Традиции и инновации в обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью
    3. Психолого-педагогические технологии разработки индивидуального образовательного маршрута

Основные публикации (с 2016 по 2021 годы)

  1. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья : учебно-методическое пособие / В.В. Ткачева, Е.В.Устинова, Н.П. Болотова; //под ред. В.В.Ткачевой. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 191 с.
  2. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник / В.В. Ткачёва. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 281 с.
  3. Ткачёва В.В. Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития : учебное пособие / В.В. Ткачёва, И.В. Евтушенко, М.В. Жигорева ; под ред. В.В. Ткачёвой. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 198 с. – (Практическая педагогика). – DOI 10.12737/1014625.
  4. Ткачева В.В. Особенности психологического базиса чтения умственно отсталых школьников со сложными нарушениями развития : монография / В.В. Ткачева, И.А. Каткова — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 215 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1146804.
  5. Ткачева В.В.  Работа с родителями обучающихся с ОВЗ: профориентация и социализация/ В.В.Ткачева. – Москва. – 2020. –  ИКР РАО.
  6. Ткачева В.В. Пропедевтика ранней профориентации в работе психолога с обучающимися с умственной отсталостью / В.В.Ткачева. – Москва. – 2020.
  7. Ткачева В.В. Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития : учебное пособие / В.В. Ткачёва, И.В. Евтушенко, М.В. Жигорева ; под ред. В.В. Ткачёвой. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 198 с. – ISBN 978-5-16-015004-8 (Практическая педагогика). – DOI 10.12737/1014625.
  8. Ткачёва В.В. Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития : учебное пособие / В.В. Ткачёва, И.В. Евтушенко, М.В. Жигорева ; под ред. В.В. Ткачёвой. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 198 с. – ISBN 978-5-16-016409-0 (Среднее профессиональное образование).
  9. Ткачёва В.В. Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития: от изучения к новаторским практикам воспитания и обучения: хрестоматия с 1900 по 1990 гг. / сост. Исаева Т. Н., Лазуренко С. Б., Маллер А. Р., Павлова Н. Н.,Соловьева Т. А., Ткачева В. В., Филатова И. А., Царев А. М.; под редакцией Соловьевой Т. А., Лазуренко С. Б. – М.: ФГБНУ ИКП РАО, оформление Печатное бюро «Модуль», 2022. – 360 с.

Научные статьи, в том числе в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК и Web of Science

  1. Ткачева В.В. Профориентация и социализация детей со сложными нарушениями развития: проблемы и пути решения // «Научные исследования»: Сборник статей международной научной конференции. Раздел 10.Психологические науки. под ред. М.Д.Эльдиева, И.А.Луценко, В.Н.Дьяченко. Изд-во «Русальянс» Сова». – Москва, 2016. С 224-235.
  2. Уровневый подход к дифференциации детей со сложными нарушениями в процессе профориентации и социализации // «Научные исследования»: Сборник статей Международной научной конференции. Раздел 10.Психологические науки / под ред. М.Д.Эльдиева, И.А.Луценко, В.Н.Дьяченко. Изд-во «Русальянс» Сова». – Москва, 2016. С.235-244
  3. Организация помощи семье ребенка с нарушениями в развитии в системе инклюзивного образования // «Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья» : сборник статей по материалам круглого стола (17 февраля 2016) / Сост.: И.Ю.Левченко, А.С.Павлова, М.В.Шешукова. – М.: ПАРАДИГМА. –  2016.  С. 54-61.
  4. . Профориентация и социализация лиц со сложными нарушениями развития: проблемы и пути решения //Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: сборник материалов VIII международного теоретико-методологического семинара (14 марта 2016 г.) Том 1. – М.: ПАРАДИГМА, 2016, С.106-111.
  5.  Работа с семьей как важное направление реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью //Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья : сборник статей по материалам круглого стола (17 февраля 2016) / Сост.: И.Ю.Левченко, А.С.Павлова, М.В.Шешукова.- М.: ПАРАДИГМА, 2016,  С.144-151
  6.  Реализация семейно-центрированного подхода в условиях Службы ранней помощи  //Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сборник научных статей по материалам научно-практической конференции (07-09 апреля 2016 г.) / Сост.: О.Г.Приходько, В.В.Мануйлова, А.А.Гусейнова, А.С.Павлова.- М.: ПАРАДИГМА, 2016, С.259- 266
  7. Ткачева В.В.   Профориентационная психодиагностика лиц со сложным дефектом //Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. Дата публикации 06.06.2016 ВАК
  8. Лукманова А.В., Пецка М.В., Самарукова И.А. Комплексная коррекционно-педагогическая работа по развитию социальных и базовых учебных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра // Открывая двери: комплексное психолого-педагогическое сопровождение людей с расстройством аутистического спектра. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования Института педагогики и психологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева- 2016. - С. 31-36.
  9. Ткачева В.В., Каткова И.А. Особенности младших школьников классов для детей со сложной структурой дефекта, обучающихся в коррекционных образовательных организациях для детей с нарушением интеллекта // Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья, Ч. 1, М., МГПУ, 2016. – С.27-35
  10. Ткачева В.В., Каткова И.А. Психолого-педагогические условия развития навыков чтения у умственно отсталых обучающихся со сложным дефектом // Специальное образование: материалы XII международной научной конференции 21-22 апр. 2016 / под общей ред. проф. В.Н.Скворцова. – СПб: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2016. – Т.1. – С.41-45
  11.  Ткачева В.В. Современные технологии психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования, 2016, №4    ВАК
  12. Евтушенко И.В. Уровневый подход к дифференциации детей с ОВЗ со сложным дефектом в процессе профориентационной деятельности // П 84 Профориентационный навигатор (для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья): сборник научных и методических работ по обобщению опыта работы / Под общей ред. Н.А. Палиевой, Н.М. Борозинец, О.Д. Сальниковой. – Ставрополь: СКФУ, 2016. – 109 с. – С.82-84
  13.  Ткачева В.В. Борякова Н.Ю., Данилова А.М., Евтушенко Е.А. Евтушенко И.В Левченко И.Ю.,Лифанова Т.М., Орлова О.С., Туманова Т.В.,Филичева Т.Б. К вопросу о наименовании отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // К вопросу о наименовании отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья//Международный журнал экспериментального образования. – 2016. - №10 (часть 2), С.175-177.
  14. Семейно-центрированный подход в системе комплексной помощи родителям и другим близким ребенка группы «риска» раннего и дошкольного возраста //Материалы Международной научно-практической конференции «Раннее и дошкольное образование в системе непрерывного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья», Москва 22/23 марта 2017 ГАОУ ВО г. Москвы ИСОиКР, лаборатория инклюзивного образования. – С. 35-42
  15. Ткачева В.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи молодого инвалида с тяжелыми и множественными нарушениями развития в процессе социализации //Материалы II Всероссийского съезда дефектологов, Развитие российской дефектологической науки  и практики в современномобразовательном пространстве: новый взгляд [Текст]: II Всероссийский съезд дефектологов (2-3 ноября 2017 года) : сборник научных докладов и тезисов выступлений участников / [редакционная коллегия: Н. А. Лупанова и др.]. - Москва : Миракль, 2018. - 315 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-6041287-4-9 С. 89-98
  16. Ткачева В.В., Евтушенко И.В. Перспективы организации профессионального обучения лиц с тяжелыми интеллектуальными нарушениями // Коррекционная педагогика. – 2017. - №3. – С.38-46.
  17. Ткачева В.В., Евтушенко И.В Белотелкин Ю.Г. Модель применения информационно-коммуникационных технологий в работе по профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. - №12. (часть 1). – С.114-117.
  18. Ткачева В.В. Воронкова В.В., Каткова И.А.  К проблеме обучения чтению умственно отсталых младших школьников со сложными нарушениями развития //Журнал «Обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии». – 2018. – № 4. С.34-45 (ВАК)
  19. Ткачева В.В. О Владимире Ивановиче Лубовском, удивительном человеке и ученом //Журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика», № 1 (75) , 2018, - С.7-8
  20. Ткачева В.В. Об итогах и перспективах развития направления психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья// Материалы научно-практической конференции с международный участием «Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», МПГУ, Москва, 19-21 апреля 2018 г./ под ред. Е.Г. Речицкой. – Московский педагогический государственный университет. [Электронное издание] – Москва : МПГУ, 2018 С.23-29
  21. Ткачева В.В., Бразгун Т.Н. Семья ребенка с синдромом Дауна сквозь призму изучения особенностей межличностных отношений // Журнал «Клиническая и специальная психология».-2018. Том. 7, № 1. С. 28–39; (ВАК) PsyJournals.ru (ВАК), Web of Science 
  22. Ткачева В.В. Бразгун Т.Н.. К проблеме дисфункциональности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Журнал «Системная психология и социология». –  №3. – 2018. –  С.84-96 ВАК
  23. Ткачева В.В., Неклюкова М.Б. Особенности психологического выбора волонтеров, оказывающих помощь детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития, детям с онкозаболеваниями и их семьям // Клиническая и специальная психология. – 2019. – Т. 8. № 3. – С. 85-100. PsyJournals.ru (ВАК), Web of Science 
  24. Ткачева В.В. Некоторые аспекты интеграции детей с ОВЗ в современных условиях // Педагогическое образование и наука. 2019. № 3. С. 59-62.
  25. Ткачева В.В. К проблеме психической травматизации членов семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Социальная психология семьи», Москва, 28-29 марта 2019 / под редакцией Н.П.Болотовой, М.Ю.Чибисовой.- ООО Изд-во «Люкс», М.,2019.- С.270-275.
  26. Ткачева В.В., Неклюкова М.Б. К вопросу о психологических причинах регуляции волонтерской активности и смысложизненных ориентаций, добровольцев, оказывающих помощь детям с нарушениями развития и их семьям // Журнал «Евразийский научный журнал» "Eurasian science journal"// «Евразийский Союз Ученых» (ЕСУ) #3(60), 2019, С.64-70, DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2019.7.60.64-70
  27. Ткачева В.В., Елагина Е.О. Экспериментальное изучение особенностей формирования социально-бытовых навыков у младших и старших школьников и подростков с детским церебральным параличом // Сборник материалов Международного научного форума «Наука и инновации - современные концепции» (Россия, Москва, 4 марта 2019)
  28. Ткачева В.В., Кожевникова Н.А. Траектории формирования профессиональной мотивации и трудовых навыков у лиц с умственной отсталостью и комплексными нарушениями // В сб.: Профессиональный дизайн взаимоотношений как основа реабилитации лиц с интеллектуальными и тяжелыми и множественными нарушениями: сборник научно-методических работ / Под ред. И.Н. Нурлыгаянова. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. С. 119-126.
  29. Ткачева В.В. Волковская Т.Н. Жигорева М.В., Приходько О.Г. Евтушенко И.В. Актуальные проблемы специальной психологии и психологической помощи лицам с ОВЗ в научном творчестве Ирины Юрьевны Левченко (К юбилею И.Ю.Левченко) // Дефектология. – 2021. – №6. – С. 74-79.
  30. Ткачева В.В. Этапы травмирования семьи ребенка с нарушениями развития // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 3-13

Контакты

  • sp.mgppu@mail.ru, ksp.mgppu@gmail.com

  • Москва, Сретенка, 29
    Шелепихинская наб., д. 2А

  • На Сретенке: 8(495)623-17-93
    Деканат на Шелепихе: +7(499)244-07-15
    Кафедры: +7(499)256-87-50
    Приемная комиссия: +7(985) 535-38-05

Время работы:

Понедельник - пятница 9.00-18.00

Факультет

  • Кафедры
  • Наука
  • История
  • О журнале
  • Внеучебная работа

Образование

Медиатека

Мы в СМИ

Абитуриентам

  • Подготовительные курсы
  • Дни открытых дверей

Студентам

  • Расписание
  • Обучающие материалы
  • Материалы по оформлению курсовых и дипломных работ

Проект «Доверенные студенты»

Преподавателям

Новости

  • II Суворовские чтения состоятся 3-4 июня
    II Суворовские чтения состоятся 3-4 июня
    21 мая 2025
  • Студенты факультета погрузились в атмосферу памяти на Марафоне «Знание. Первые» в Музее Победы
    Студенты факультета погрузились в атмосферу памяти на Марафоне «Знание. Первые» в Музее Победы
    17 мая 2025
  • Юлия Труханова приняла участие в концерте-спектакле «Песни Победы»
    Юлия Труханова приняла участие в концерте-спектакле «Песни Победы»
    11 мая 2025

©2005-2025 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет

Яндекс.Метрика