Расписание занятий
логотип факультета клинической и специальной психологии логотип факультета клинической и специальной психологии
  • Факультет
  • Кафедры
  • Образование
  • Новости
  • События
  • Мы в СМИ
  • Медиатека
  • Студентам
  • Абитуриентам
  • Контакты

Басилова Татьяна Александровна

  • На главную
  • Кафедры
  • Кафедра специальной психологии и реабилитологии
  • Преподаватели кафедры
  • Басилова Татьяна Александровна
Басилова Татьяна Александровна

Басилова Татьяна Александровна

Профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии
  • Общая информация
  • Читаемые дисциплины
  • Основные публикации

Профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии; член редколлегий журналов «Психологическая наука и образование», «Современная зарубежная психология», «Клиническая и специальная психология», «Вопросы психического здоровья детей и подростков»

ученая степень: кандидат психологических наук (19.00.10 – Коррекционная психология), тема диссертации «Особенности формирования игровых действий у слепоглухих детей» (1989)

ученое звание: старший научный сотрудник

уровень образования: высшее, МГУ им. М.В. Ломоносова

наименование направления подготовки и (или) специальности: Детская и педагогическая психология

квалификация: Психолог. Преподаватель психологии

данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  • 2021 –  «Организация дистанционного обучения в Cisco Webex Meetings» (16 час.)
  • 2015 – «Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основных образовательных программ бакалавриата с усилением практической напрвленности подготовки будущих педагогов» (72 часа)
  • 2011 – «ФГОС ВПО по направлению 050400-Психолого-педагогическое образование» (72 часа) МГППУ
  • 2010 – «Основные направления подготовки педагогов, работающих со слепоглухими и незрячими детьми со сложными нарушениями» (72 часа)
  • 2008 – «Психологическое образование в Европе и России в контексте Болонского движения» (72 час.)
  • 2008 – «Современные маргистерские программы международного уровня: требования к разработке и реализации» (74 часа)
  • 2007 – «Инновационная образовательная программа» (72 часа)
  • 2004-2005- «Современные информационные технологии в психологии и педагогике» (32 часа)

общий стаж работы: 50 лет

стаж педагогической работы: 28 лет

награды, премии, звания: 

  • Почетный профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, 2017
  • Памятный знак «За личный вклад в развитии дефектологии», 2017
  • Грамота Департамента образования Правительства Москвы «За многолетнюю плодотворную работу в системе столичного профессионального образования», 2009
  • Медаль К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук, 2006
  • Медаль им. Г.И.Челпанова (1 степени) «За вклад в развитие психологической науки», 2006
  • Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области науки и технологии в сфере образования, 2002-03

сфера научных интересов:

  1. изучение и обучение слепоглухих детей и детей с множественными нарушениями развития
  2. диагностика психического развития детей с сенсорными нарушениями,
  3. психологическое сопровождение ребенка со сложным нарушением в семье
  • КОНТАКТЫ:
  • E-MAIL: basilovata@mgppu.ru
  1. Специальная психология
  2. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
  3. Современные представления о причинах нарушенного развития
  4. Технологии развития игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
  5. Игра с детьми с ОВЗ,
  6. Особенности психолого-педагогической диагностики развития лиц с ОВЗ
соавтор учебников и учебных пособий:

  1. Тифлосурдопедагогика: учебник / под ред. Т.А. Басиловой, Е.Л. Гончаровой, Н.М. Назаровой. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 472 с.
  2. Специальная психология: Учебник: в 2 тт. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Юрайт, 2009 и 2014.
  3. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001 и 2013.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2011.
  5. Основы специальной психологии/ Под ред.Кузнецовой Л.В.– М.: Академия, 2002 и 2008.

методические пособия и монографии:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и лиц с тяжелыми множественными нарушениями. Исследования и опыт помощи : научно-практический сборник / под.ред.Т.А.Басиловой. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 313 с. ISBN 978-5-16-016799-2
  2. Басилова Т.А., Михайлова Т.М., Пайкова А.М. Ян Ван Дайк о детях с врожденными нарушениями зрения и слуха: вопросы обучения и исследования проблем. Москва, Теревинф,2018.-128 с.
  3. Basilova T.(2017) History of Deafblind Education in Russia.  Ergon-Verlag 97074 Wurzburg-178p. ISBN 978-3-95650-274-3
  4. Basilova T.(2017) The History of Education for Deaf-Blind Children in Russia (на японском языке) C0336 Y3800E.-285 p. ISBN978-4-7503-4505-5.
  5. Басилова Т.А. История обучения слепоглухих детей в России. – М.:Эксмо, 2015. – 208 с.
  6. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития : пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
  7. Независимая жизнь и социальная адаптация слепоглухих инвалидов с в современном мегаполисе: Метод.руков. для работников социальной сферы / Под ред.Т.А.Басиловой. М.,МГППУ, 2008. – 252 с.

Статьи в рецензируемых журналах и зарубежных изданиях

  1. Басилова Т.А. (в соавт. К.А. Пантюхина).  Опыт формирования инклюзивной культуры в массовой школе // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2021 (21). – №2. – С.66-76
  2. Басилова Т.А. О методическом пособии «Практические методы исследования в образовании: Критическое руководство для начинающего исследователя» // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 103–106. doi:10.17759/jmfp.2021100310
  3. Басилова Т.А. (в соавт. Демидова М.В.). Опыт оценки особенностей формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. Альманах № 41
  4. Басилова Т.А. (в соавт. А.М. Пайковой) Памяти известного нидерландского психолога Яна Ван Дайка (1937-2018) // Современная зарубежная психология. – 2019. – Т.8. – №2. – С.95-99
  5. Басилова Т.А.(в соавт.Малхасьян Е.А).Вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой. [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. – Том 8. – № 2. – С. 185–197.
  6. Басилова Т.А. Владимир Иванович Лубовский (1923–2017). [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017.– Том 6.– № 4.– С. 187–193. doi:10.17759/cpse.2017060412
  7. Басилова Т.А. (в соавт. Любимовой Т.М.) Использование Эдинбургского рисуночного теста для оценки уровня интеллектуального развития глухих и слабослышащих детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков. –  2015 (15). –  №1. –  С.66-73.
  8. Басилова Т.А.Об истории  обучения слепоглухих детей в  Московском регионе  [Электронный ресурс] Клиническая и специальная психология – 2013. №2.
  9. Басилова Т.А.50 лет Детскому дому слепоглухих: традиции и современность // Вопросы психического здоровья детей и подростков. –  2013. –  №2. –  С.101-108.
  10. Басилова Т.А. (в соавт.Белопольская Н.Л.,Инденбаум Е.Л). Современные проблемы психолого-педагогической коррекции нарушений интеллектуального развития у детей // Культурно-историческая психология. – 2013. – №4.
  11. Басилова Т.А. Памяти Г.П. Бертынь [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013.– № 4.
  12. Басилова Т.А. Памяти Веры Георгиевны Петровой (8.12.1921 – 27.06.2011) и к 90-летию со дня ее рождения [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №1.
  13. Басилова Т.А.К 100-летию со дня рождения Ольги Скороходовой – слепоглухой поэтессы, писательницы и исследователя [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №1.
  14. Басилова Т.А. По итогам I Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] //  Клиническая и специальная психология 2012. №1
  15. Басилова Т.А. (в соавт. Моисеева И.В.,  Саприна Е.А., Хохлова А.Ю.) Особенности глухих учащихся современной специальной школы и факторы, влияющие на сохранность их психического здоровья // Психологическая наука и образование. 2010.  №2. С.82-90.
  16. Басилова Т.А.Об изменении этиологии и структуры нарушений при слепоглухоте за 35 лет наблюдений // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2011. – №2(12). – С.12-20.
  17. Басилова Т.А. Теоретическая разработка и практическая реализация системы обучения слепоглухих А.И. Мещеряковым // Культурно-историческая психология. – 2008. – №3. – С.17-24.
  18. Басилова Т.А., Лубовский В.Д. О   перспективах специальной психологии при переходе на двухуровневую систему высшего образования // Культурно-историческая психология. №3. 2008. – С.51-54.
  19. Басилова Т.А.   (в соавт Александрова Н.А.) Анализ результатов изучения слепых детей со сложным нарушением развития за тридцать лет // Дефектология. – 2006. – №2. – С.3-13.
  20. Басилова Т.А.   О Соколянском и его методах обучения глухих и слепоглухих так интересовавших Выготского // Культурно-историческая психология. – 2006. – №3.
  21. Басилова Т.А. Александр Иванович Мещеряков (к 80-летию со дня рождения) // Дефектология. – 2003. – №6.
  22. Басилова Т.А.   Проблемы психического здоровья лиц, потерявших слух и зрение в подростковом возрасте // Дефектология. –  2002. –  №4. –  С.23-28.
  23. Басилова Т.А. Международные встречи по проблемам слепоглухоты и синдрому Ушера // Дефектология. –  1998 –  №6. –  С.74-77.
  24. Басилова Т.А. Как начиналось обучение слепоглухих детей в России // Дефектология. 1999. – №6. –  С.61-63
  25. Басилова Т.А. Полвека международной организации помощи слепоглухим // Дефектология. –  1999. №6
  26. Басилова Т.А. Использование игры и изобразительной деятельности в развитии социально-бытовой ориентации слепоглухих детей // Дефектология. –  1995. – №6.
  27. Басилова Т.А. Воспитание в семье  ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. –  1996 . –  №3.
  28. Басилова Т.А. (в соавт. Цукерман И.В.) Международная конференция по билингвистическому обучению глухих детей // Дефектология. – 1996. –  №3.
  29. Басилова Т.А.  Развитие игры у слепоглухих детей // Дефектология. –  1994. –  №2.
  30. Басилова Т.А. (в соавт.Беспалов Г.Н.) Пособие "Елочка" для обследования и обучения детей со множественными дефектами// Дефектология. – 1994. –,№3.
  31. Басилова Т.А.  Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложным сенсорным дефектом // Дефектология. –  1994 – №4.
  32. Басилова Т.А. Американская программа обучения основам научных знаний для детей со сложными сенсорными  нарушениями // Дефектология. – 1994. –  № 5.
  33. Басилова Т.А., (в соавт.Апухтина А.Д., Васина Г.В., Чулков В.Н.)  Программа по социально-бытовой ориентации для слепоглухих детей // Дефектология. –  1994. – №6.
  34. Басилова Т.А. Иван Афанасьевич Соколянский // Дефектология. –  1989. – №2.
  35. Басилова Т.А. Современное состояние организации обучения слепоглухих за рубежом // Дефектология. 1988. – №5
  36. Басилова Т.А. Условия формирования первоначальных жестов у слепоглухонемых детей // Дефектология. – 1987. – №1
  37. Басилова Т.А. Предпосылки ролевой игры у слепоглухонемого ребенка // Дефектология. –  1983. –  №4
  38. Basilova T.(Paikova A.)Changes among the Deafblind popylation in Russia Deafblind Intenational 7 European Conference.Senigalia,Italy.2009. P.104.
  39. Basilova T.Zlozone I sprzezone zaburzenie rozwojowe u dziecka: duskurs teoretyczno-praktyczny/Osoba z niepetnosprawnoscia – opieka, terapia,wsparcie- Torun,Uniwersytetu Mikolaja Kopernika,2009.P.45-54.
  40. Basilova T.Changes of the Population of Deafblindness in Russia. Przegląd Badań Edukacyjnych" (6 in Poland)/ISSN 1895-4308/ Nr 18(1|2014) s.23-36
  41. Basilova T.I.A.Sokolyansky and His Methods of Teaching Visually and Audio-Impaired Children Digest Cultural-Historical Psychology,2006,N1-3.p.10-11.
  42. Basilova T.Niewerbalne metody komunikacji gluchoniewidomych Edukacja i rehabilitacja osob gluchoniewidomych (modelowe roziazagia), pjd redakcja C.Kosakowskiego I M.Zaorskiej. Wydawnictwo, Uniwersytetu Warminsko-Vazurskiego, Olsztyn ( Poland),2002, c.107-117.
  43. Basilova T.Social orientation and its significance in the development of personality. DBI Review, Nu.27,January-June 2001,p.21-23.
  44. Basilova T.90 Years of Teaching Deafblind Children in Russia – Interfluence of Ideas Through Borders.// Proceeding  XII DBI World Conference "Developing through relationships: Celebrating Achievements"Portugal, 1999.
  45. Basilova T.The problem of self-identity in the deaf child.  Deaf children and bilingual Education (Proceedings of the International Conference on Bilingual Education of Deaf Children).Москва, Загрей , 1998, p.8-12
  46. Bassilova T.Problems of psychological status of children who are losing sight and hearing in adolescence// 9th European Usher Stady Group. Madrid, 1997
  47. Bassilova T.Traditions and Tends in deafblind Education in Russia// Proceeding III European Conf.of IAEDB Potsdam,Germany,1993,p.16-170
  48. Bassilova T.The Genezis of Deafblind children’s Play //Deafblind Education”,no.7: Jan.-June 1991, p.7-9.
  49. Bassilova T.Use of the Role games to Develop Social and Everyday Orientation of Deaf Children with Impaired Vision// Abstracts of Presentation Intern. Congr. on Education of Deaf Rochester-NY,USA,1990.
  50. Bassilova T.Entwicklungsbedingungen erster Gebarden taubbinder Kinder. Sondershule,1988 (33), N3,p.162-167.

Сведения о публикационной активности 

SPIN № 3557-1326

публикации на PsyJournals

публикации в РИНЦ

Выступления в СМИ

"Если начнется мировая война, я этого не замечу..." Часть 2 (5 февраля 2021)

"Если начнется мировая война, я этого не замечу..." Часть 1 (5 января 2021)

Язык без жестов: как понять особенных людей (28 сентября 2017)

Факультет ненужных вещей. Проблемы слепоглухих (17 апреля 2016)

Книга об истории обучения слепоглухих детей впервые издана в России(21 сентября 2015)

Контакты

  • sp.mgppu@mail.ru, ksp.mgppu@gmail.com

  • Москва, Сретенка, 29
    Шелепихинская наб., д. 2А

  • На Сретенке: 8(495)623-17-93
    Деканат на Шелепихе: +7(499)244-07-15
    Кафедры: +7(499)256-87-50
    Приемная комиссия: +7(985) 535-38-05

Время работы:

Понедельник - пятница 9.00-18.00

Факультет

  • Кафедры
  • Наука
  • История
  • О журнале
  • Внеучебная работа

Образование

Медиатека

Мы в СМИ

Абитуриентам

  • Подготовительные курсы
  • Дни открытых дверей

Студентам

  • Расписание
  • Обучающие материалы
  • Материалы по оформлению курсовых и дипломных работ

Проект «Доверенные студенты»

Преподавателям

Новости

  • Состоялись II Суворовские чтения
    Состоялись II Суворовские чтения
    06 июня 2025
  • Сотрудники МГППУ прошли обучение на платформе «Россия — страна возможностей»
    Сотрудники МГППУ прошли обучение на платформе «Россия — страна возможностей»
    30 мая 2025
  • День открытых дверей МГППУ: 15 июня
    День открытых дверей МГППУ: 15 июня
    28 мая 2025

©2005-2025 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет

Яндекс.Метрика