Руководитель магистерской программы «Психолого-педагогическая поддержка лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС)» по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование».
Руководитель магистерской программы «Организация коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития» по направлению 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование».
Член редакционной коллегии научно-методического журнала «Школьный логопед»
ученая степень: кандидат педагогических наук, специальность 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия). Тема диссертации «Овладение учебной лексикой школьниками с нарушениями речи в процессе работы с текстом (на уроках природоведения)» (2005)
ученое звание: доцент (2009)
Уровень образования: высшее, окончила Московский государственный открытый педагогический университет дефектологический факультет (1998)
Наименование направления подготовки: специальность «Логопедия» с присвоением квалификации «Учитель-дефектолог. Логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений»
Награды:
В 2023 г. награждена Почетной грамотой министерства просвещения РФ за многолетний добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования
В 2009 году награждена медалью Правительства г. Москвы (Префектура ЮВАО) «За доблестный труд».
Повышение квалификации:
- 2022 – Разработка и реализация новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное дефектологическое образование», МПГУ, 72 часа
- 2021 – Универсальные педагогические компетенции: методология и технологии подготовки учителя будущего, МПГУ совм. с ЯрГПУ и НГПУ, 72 часа
- 2020 Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области, 72 часа
- 2020 – Оказание первой помощи в образовательных организациях (16 час., ООО «Хелметс», г. Санкт-Петербург).
- 2019 – Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации, ГАОУ ВО МГПУ, 18 часов
- 2017 – Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог-дефектолог», 78 часов, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
- 2017 – Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования бакалавриат, магистратура и аспирантура с направленностью (профилем) «Педагог начального общего образования», ФГБОУ ВО МГППУ, 72 часа
- 2016 – повышение квалификации по программе повышения квалификации руководителей образовательных программ, профессорско-преподавательского состава и специалистов учебно-методических служб, осуществляющих подготовку педагогов дошкольного образования, педагогов начального общего образования, педагогов-дефектологов, педагогов основного общего образования, МГППУ (72 часа).
- 2015 – «Повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата с усилением практической направленности подготовки будущих педагогов», МГППУ (72 часа)
- 2015 – «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей „Образование и педагогика“, предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия», МГГУ им. М. А. Шолохова (72 часа).
- 2014–2015 – профессиональная переподготовка в Московском государственном гуманитарной университете имени М. А. Шолохова по программе «Преподаватель высшей школы» (506 часов).
- 2014 – повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основной образовательной программы бакалавриата с усилением практической направленности подготовки будущих педагогов», МГППУ (72 часа).
- 2014 – Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог), МГГУ им. М. А. Шолохова (72 часа).
- 2013 – Всероссийские курсы повышения квалификации педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования, МГГУ им. М. А. Шолохова (72 часа)
- 2010 – краткосрочное обучение по теме «Вопросы подготовки специалистов по работе с детьми со сложной структурой дефекта», Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (72 часа)
- КОНТАКТЫ:
- ГРАФИК РАБОТЫ: пн.-пт., 10:00-18:00, занятия согласно расписанию
- E-MAIL: TishinaLA@mgppu.ru
Общий стаж работы: 31 год
Стаж работы по специальности: 31 год
Сфера научных интересов: лингвистические и психолингвистические аспекты порождения речи, онтогенез и дизонтогенез речевого развития, проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, вопросы овладения языком у билингвов, проблемы дискалькулии, методики обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи
- Логопедия
- Психолингвистика
- Методы и технологии педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи
- Подготовка к обучению в школе детей с нарушениями речи
- Обучение грамоте дошкольников с нарушениями речи
- Индивидуализация и дифференциация содержания и методов работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями
- Психолого-педагогическая диагностика нарушений письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Практикум: Дифференциальная диагностика дисграфии и дизорфографии
- Практикум: Индивидуальные и фронтальные формы работы по профилактике нарушений письменной речи
- Практикум: Инновационные технологии коррекции нарушений письменной речи
- Учебная практика
- Производственная практика
- Преддипломная практика
Дисграфия
Дислексия
Методы и технологии педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи
Научно-методический семинар «Актуальные проблемы коррекционно-развивающего обучения»
Научно-методический семинар «Дифференцированный подход к диагностике нарушений при расстройствах аутистического спектра»
Научно-методический семинар «Дифференцированный подход к коррекции нарушений развития»
Научно-методический семинар «Инновационные подходы к коррекции нарушений письменной речи»
Научно-методический семинар «Инновационные подходы к коррекции нарушений развития у дошкольников»
Научно-методический семинар «Планирование научного исследования»
Научно-методический семинар «Современные исследования в изучении лиц с расстройствами аутистического спектра»
Научно-методический семинар «Традиционные и инновационные подходы к изучению лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Обучение грамоте дошкольников с нарушениями речи
Общее недоразвитие речи
Подготовка к обучению в школе детей с недостатками речи
Психолингвистика
Технологии обучения русскому языку
Технологии формирования слоговой структуры слова
- Тишина Л.А. Технологии коррекционно-развивающей работы на материале учебных текстов в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 1. – С. 124-130.
- Тишина Л.А., Голобородько Н.А. Формирование моделей коммуникативного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра
// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – № 5. – С. 47-56. - Тишина Л.А., Данилова А.М., Шишкова М.И., Артёмова Е.Э. Применение дистанционных технологий в специальном образовании: проблемы и риски // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-1. – С. 212-218.
- Тишина Л.А. Системный подход к анализу проблемы готовности обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи к решению арифметических задач // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 2. – С. 117-121.
- Тишина Л.А., Данилова А.М. Проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации // Современные наукоемкие технологии. 2020. – № 3. – С.194-200.
- Адильжанова М.А., Тишина Л.А. Характеристика коммуникативных профилей детей с расстройствами аутистического спектра с использованием критериев оценки речевого развития // Современные наукоемкие технологии. 2020. – № 4-1. – С. 89-94.
- Тишина Л.А. Лингвистическое мышление как фактор понимания текстовых сообщений младшими школьниками с нарушениями речи // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 4-2. – С. 337-342.
- Артемова Е.Э., Тишина Л.А. Организация педагогической практики студентов-дефектологов в современных условиях // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации: Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2019. – С. 18-21.
- Тишина Л.А. Изучение смыслового компонента процесса чтения у младших школьников // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия. Методический сборник по материалам Международного симпозиума. Под общей редакцией А.А. Алмазовой, А.В. Лагутиной, Л.А Набоковой, Е.Л. Черкасовой. 2018. С. 277-280.
- Артёмова Е.Э., Тишина Л.А., Ситкина Е.Ю., Антонова Е.Е. Практико-ориентированный подход к подготовке дефектологов в условиях модернизации высшего образования // Развитие российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд. II Всероссийский съезд дефектологов. 2018. С. 96-98.
- Тишина Л.А., Денисова И.А. Системный анализ проблемы понимания речи у детей с расстройствами аутистического спектра // МИР специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. – Москва, 2018. – С. 138-142.
- Ярцева Ю.М., Тишина Л.А. Системный подход к инициации речевой деятельности у дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: Материалы II Международного конгресса по сложным нарушениям речи и поведения «Аутизм. Алалия. Инновации», г. Москва, 1-3 апреля 2016 года // Под ред. Ж.В. Антиповой, О.И. Азовой. С.187-191.
- Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. К проблеме модернизации программ подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»// Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 6. Тишина Л.А., Глухоедова О.С. Формирование речи неговорящих детей на ранних этапах коррекционного воздействия // Педагогика. — № 10. — 2014. — С.53-58.
- Артёмова Е.Э., Тишина Л.А., Глухоедова О.С., Адильжанова М.А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов дефектологических факультетов в процессе работы с неговорящими детьми // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова, серия «Педагогика и психология». 2013. — № 3. — С. 33-38.
- Тишина Л.А. Особенности формирования лексического уровня языка у школьников с системными нарушениями речи// Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXX международных психол.-пед. чтений. — Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. — Ч.3. — С.124-131.
- Артёмова Е.Э., Тишина Л.А. Как написать курсовую работу по логопедии // М., МГГУ им. М.А. Шолохова. — 2008. — 28 с.
- Тишина Л.А. Методика преподавания математики (специальная): программа учебной дисциплины. — М., МГГУ им. М.А. Шолохова. — 2008. — 16 с.
- Тишина Л.А. Коррекция нарушений природоведческой лексики у младших школьников: учебно-методическое пособие. — М., РИЦ. — 2008. — 114 с.
- Тишина Л.А. Изучение особенностей усвоения содержания текста учебника у младших школьников с нарушениями речи // Логопедия XXI века: Материалы симпозиума с международным участием. — СПб.: НОУ «Союз», 2006. — С.140-143.
- Тишина Л.А. Формирование специальной лексики у учащихся коррекционной школы V вида // Региональный научно-практический семинар, посвящённый памяти В.А. Ковшикова: Научн. тр.— Самара: СГПУ, 2005. — С. 170-175.
- Тишина Л.А., Гридина Т.П. Преодоление дизорфографии у учащихся младших классов // Логопедия. — 2005. — № 2 (8). — С. 69-72.
- Тишина Л.А. Овладение учебной лексикой школьниками с нарушениями речи в процессе работы с текстом (на уроках природоведения). Автореферат диссертации к.п.н. — М., 2005. — 25 с.
- Тишина Л.А. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования научных понятий у младших школьников с системными нарушениями речи // Совершенствование педагогического процесса в условиях модернизации системы образования в России: Сб. ст. / Моск. гос. откр. пед. ун-т им. М.А. Шолохова. — М., 2004. — Вып.4. — Ч.2. — С. 35-38.
Сведения о публикационной активности
Репозиторий Psyjournals.ru: профиль автора
Индекс Хирша 8