Вачков Игорь Викторович 

профессор кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета клинической и специальной психологии, член Диссертационного совета Д-850.013.02, главный редактор электронного журнала «Клиническая и специальная психология».  Академик Международной Педагогической Академии (2012). Президент международного Сообщества сказкотерапевтов, член Московской городской писательской организации Союза писателей России, член Союза журналистов,  член Ассоциации профессоров славянских стран, член Восточно-европейской Ассоциации Арт-терапии, член редколлегий ряда международных научных журналов.

Будучи президентом Сообщества сказкотерапевтов (с 2005) выступил организатором трех конференций по сказкотерапии и одиннадцати международных сказкотерапевтических фестивалей «Психология сказки и сказка психологии» (проводятся ежегодно), по итогам одного из которых проект был отмечен профессиональной премией Золотая Психея. Специалист в области психологических тренингов различной направленности, сказкотерапии, имаготерапии.

ученая степень: доктор психологических наук (тема кандидатской диссертации «Психологические условия развития профессионального самосознания учителя (на материале специальных тренинговых групп)» (1995). Тема докторской диссертации - «Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии» (2001)

ученое звание: профессор (2006)

награды, премии, звания: лауреат Премии Мэра Москвы (2002) в области образования. Лауреат ряда литературных премий. Награжден восемью медалями, в том числе медалью Челпанова 2-й степени

уровень образования: высшее, Орский государственный педагогический институт (1987)

квалификация: Учитель математики и физики

общий стаж работы: 32 года

данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  • курсы повышения квалификации «Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, имеющими ОВЗ, в соответствии с требованиями ФГОС» - 72 ч. (2017)
  • курсы повышения квалификации «Эффективность управления казенными автономными и новыми бюджетными образовательными учреждениями. Управление образовательной  организацией как имущественным комплексом» -  80 ч. (2015)
  • «Проектирование и внедрение инновационных комплексов педагогических технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения» - 72 ч. (2015)
  • Курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября» «Профессиональное творчество и стандарт, уникальность и единство, инновация и традиция в современном российском образовании» - 72 ч. (2014)
  • семинар Ханса-Вернера Гессмана (Дуйсбруг, Германия) «Психотерапевтические методы в концепции гуманистической психодрамы» - 18 ч. (2012 )
  • курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября» «Новые образовательные результаты: подходы к проектированию, развитию и измерению (оценке)» - 72 ч. (2012)
  • учебно-практический семинар в Международном обществе Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии «Символдрама и психоанализ сказки» - 20 ч. (2011)
  • курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября» «Психологическое сопровождения образования» - 72 ч. (2011)
  • курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября» «Игра как метод и образовательная технология в работе педагога и психолога» - 72 ч. (2010)
  • курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября» «Профессиональное творчество и стандарт, уникальность и единство, инновация и традиция в современном российском образовании»

читаемые дисциплины:

  • Методика преподавания психологии в высшей школе
  • Сказкотерапия

сфера научных интересов:

  • психология метафоры и сказки
  • психология субъектности
  • развитие самосознания
  • психологический тренинг
  • имаготерапия

основные публикации:

  1. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Обухов А.С., Айгумова З.И., Васильева Н.Н., Вачков И.В., Зуев К.Б., Казанская В.Г., Мякишева Н.М., Феоктистова С.В., Фоминова А. Н., Швецова М. Н.; под общ. ред. А. С. Обухова. — М. : Юрайт, 2019. — 424 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00595-0.
  2. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для академического бакалавриата /  [Вачков И.В., Мякишева Н.М., Обухов А.С. и  др.] ; под общ. ред. А.С. Обухова. — М. : Юрайт, 2019. — 422 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02531-6.
  3. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для СПО / А. С. Обухов [и др.] ; под общ. ред. А. С. Обухова. — М. : Юрайт, 2019. — 422 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10260-4.
  4. Вачков И.В., Галиева М.Г.Становление представлений о детях с психическими нарушениями и путях психологической помощи им с тридцатых годов ХХ в. до нулевых годов XXI в. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2018. – № 2 (44). – С. 78-96.
  5. Вачков И.В., Вачкова С.Н. Факторы повышения учебной успешности школьников (по материалам зарубежных исследований) // Проблемы современного образования. – 2018. –№ 2. С. 79-90.
  6. Вачков И.В., Вачкова С.Н. Общественное участие в деятельности образовательных организаций: оценка родителей и директоров школ // Проблемы современного образования. 2018. – № 4. – С. 102-112.
  7. Вачков И.В., Молчанова Д.В. Метафора профессионального самоопределения: взаимосвязь индивидуально-личностных характеристик и выбора профессии // Психология и право. 2018. – Т. 8. – № 2. – С. 77-88.
  8. Вачков И.В., Вачкова С.Н. Удовлетворенность образовательной средой субъектов педагогического процесса как индикатор угроз психологическому здоровью детей // Клиническая и специальная психология. – 2018. – Т. 7. – № 2 (26). – С. 41-52.
  9. Вачков И.В., Заруба Д.А., Куртанова Ю.Е. Психологические особенности образа Я и самооценки у подростков с нарушением почечного функционирования разной степени тяжести // Клиническая и специальная психология. – 2018. – Т. 7. – № 3 (27). – С. 45-65.
  10. Вачков И.В., Галиева М.Г. Становление представлений о психологической помощи детям с психическими заболеваниями в период с конца XIX века по 30-е годы ХХ века // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2017. – № 3 (41). – С. 111-125.
  11. Вачков И.В. Некоторые характеристики современных образовательных организаций регионов России // Проблемы современного образования. – 2017. – № 4. – С. 72-83.
  12. Вачков И.В., Сухорученков М.А. Особенности чувственных образов в процессе имаготерапии // Клиническая и специальная психология. – 2017. – Т. 6. – № 4. – С. 125-147.
  13. Вачков И.В., Вачкова С.Н., Воропаев М.В., Зададаев С.А., Реморенко И.М. Сравнительный анализ оценки педагогами и родителями общественного участия в разработке основных образовательных программ // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21. – № 4. – С. 19-31.
  14. Вачков И.В., Вачкова С.Н. Воспроизводимость психологических экспериментов как проблема постнеклассической науки // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. –№ 1. – С. 97-101.
  15. Вачков И.В. Сравнительный анализ целей обучения в образовательных организациях современной России // Проблемы современного образования. – 2016. – № 4. – С. 80-86.
  16. Вачков И.В., Донцов А.И., Дубов И.Г., Петровский В.А. Михаил Юрьевич Кондратьев - ученый и человек // Социальная психология и общество. – 2016. – Т.7. – № 1. – С. 158-170.
  17. Колтачук Е.В., Вачков И.В. Гендерные особенности переживания неопределенности профессионального статуса в период взрослости // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 47-59.
  18. Вачков И.В. Возможности метафоры в сказкотерапевтической работе со взрослыми // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4. № 1. С. 75-88.
  19. Вачков И.В. Форум, посвященный инклюзивному образованию // Клиническая и специальная психология. – 2015. Т. 4. – № 2. – С. 128-132.
  20. Вачков И.В. Метафора как средство психологической работы в тренинге с педагогами // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2015. – № 5. – С.68-74.
  21. Возможности метафоры в сказкотерапевтической работе со взрослыми // Клиническая и специальная психология. – 2015. – Т.4. – № 1. – C.75-88. 
  22. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… - М.: Генезис, 2015. – 288 с.
  23. Волшебство происходит вовремя, или Как использовать сказку в детском саду и в семье. – Казань: РОКС, 2015. – 256 с. (в соавторстве с Н.С.Соловьевой).
  24. Введение в профессию «психолог» : учеб. пособие / И.В.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников ; под ред. И.Б.Гриншпуна. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Московского психолого-социального университета ; Воронеж : МОДЭК, 2015. – 528 с.
  25. Вачков И.В.Метафора как средство психологической работы в тренинге с педагогами // Вестник БФУ имени Иммануила Канта. 2015. Выпуск 05. С.68-74.
  26. S. Nartova-Bochaver, K. Bochaver, I. Vachkov Dominancy, love, optimism and experience of romantic relationships in Russian students // International society for the study of individual differences (Nartova-Bochaver S., Bochaver K.)Personality and Individual Differences, Volume 60, Supplement, April 2014, Page S56.
  27. Вачков И.В. Психолог образования в современных условиях: перспективы и риски // Нижегородское образование. –  № 1. – 2014. – С.22-26.
  28. Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – Том 11. № 2. – 2014. – С.36-50.
  29. Вачков И.В. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования. – М., 2013. – (в соавт. с О.А. Ашихминой)
  30. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… - М.: Генезис, 2011. – 288 с.
  31. Вачков И.В. Психологический тренинг: методология и методика проведения. – М.: Эксмо, 2010. – 560 с.
  32. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2009. 3-е изд. – 224 с.
  33. Вачков И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. СПб.: Питер, 2009. – 192 с. (в соавт. с М. Р. Битяновой)
  34. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2008. – 208 с.
  35. Вачков И.В. Приключения во Внутреннем Мире. Психология для старшеклассников. СПб.: Питер, 2008. – 128 с.
  36. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / Под ред. И. Б. Гриншпуна. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. – 464 с. (в соавт. с И. Б. Гриншпуном и Н. С. Пряжниковым).
  37. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2007. – 256 с.
  38. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007. – 144 с.
  39. Вачков И.В. Метафорический тренинг. – 2-е изд., доп. - М.: Ось-89, 2006. – 144 с.

публикации на PsyJournals

публикации в РИНЦ

выступления в СМИ

персональный сайт