Опыт работы с девочкой с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Когда-то, давным-давно, еще на первом собрании Волонтерского Движения «Единый Мир» было предложено поработать с девочкой с ДЦП. Искали желающего научить девочку работать на компьютере. Мне, человеку, работающему в компьютерной сфере, стала безумно интересна такая работа, и я тут же записалась.
Как ни странно, больше таких желающих, как я не нашлось. Потянулись долгие недели ожидания, когда же мне наконец дадут возможность сконтактировать с этой девочкой. Не дождавшись, я сама пошла в деканат КСП [Клиническая и Специальная Психология], где мне тут же дали телефон школы, через которую можно было связаться с этой девочкой.
Школа… Приехав туда во второй раз, ибо первый был жутко неудачным, я поговорила с директрисой и личным преподавателем этой девочки, узнала, что ее зовут Женя.
Итак, Женя… Надо сказать, что в своих обязанностях я видела обучение непосредственно компьютеру. Но вышло не так. Я должна была научить Женю грамматике, используя для этого компьютер. Ведь писать сама рукой она не может.

Наверное, самым страшным был первый приезд к ней. Я испугалась не столько вида ребенка, иначе я ее назвать не могу, сколько осознания того, во что я, собственно говоря, ввязалась. Передо мной сидела девочка в коляске, которая не могла сама держать карандаш, с трудом разговаривала, и ее надо было научить писать. Сложность еще заключалась в том, что компьютера в доме не было.
Скажем так, уезжала я с большим ребусом в голове: как достать компьютер.
Но еще одной мыслью было то, что все постепенно вокруг поворачивается другим боком. Тем, чего обычно не видно. Ведь такие дети — это не только работа с ними, но и в первую очередь, работа над собой.
Разрешилось все проще: семья купила девочке развивающий ноутбук, в котором была заложена программа обучения русскому языку.
Да… вспоминая сейчас, я понимаю, сколько действительно было вложено сил. Мы занимались максимум час в неделю, по воскресеньям, но этот час был битвой с невидимым врагом. Сначала мы освоили все кнопки. Мне приходилось держать ноутбук, чтобы Женя могла правильно попасть по кнопкам. Она же изо всех сил напрягала свое слабое зрение, чтобы только сделать все правильно и угодить «учительнице». Кроме вопросов по обучению, Женя на контакт не шла. Она очень расстраивалась, если не находила ту или иную клавишу, а я пыталась шутить и разрядить тот сгусток напряжения, который создавался на занятии. Уезжала от девочки я словно выжатый лимон.
Постепенно занятия стали дольше, а напряжение — меньше. Мы уже шутили, она, как могла, рассказывала мне о том, что она делала в течение недели. Так, шаг за шагом мы выучили всю «компьютерную» программу. Сделали мы это довольно таки быстро, и помню свое удивление, когда приехав на третье занятие после покупки «компьютера», мне продемонстрировали скорость начинающего машиниста. Я поняла, что директриса была неправа, сказав что там совсем безнадежный случай.
«Программа пройдена, все слова Женя знает назубок, только лишь „солнце“ пишет без „Л“ да „апельсин“ старательно выводит через „О“» — такие мысли роились у меня в голове. Нужно было что-то делать, занятия уже перестали приносить результаты, и часто сводились к тому, что мы учились играть в игры. Да, несомненно, хорошее умение, но нужно ж и учиться… И как-то само собой всплыл у меня в памяти далекий первый класс, когда мы еще не писали в прописях, а складывали из букв слова. Вот то, что нужно!!! Касса букв и цифр!!! Я тут же сгоняла в магазин, нарезала буковки. Боялась, что они окажутся слишком маленькие для Жени и она их не увидит, но потом успокоилась. Буквы на клавишах были мельче.
На следующем занятии было решено написать сказку. Точнее, я читала «Репку» (любимая Женина сказка), а она складывала слова. Теперь наши занятия проходили по два часа и мы не замечали, как летит время. Но все-таки это был не тот эффект, какой хотелось бы: скорость «сложения» слова была значительно ниже, нежели его набор на клавиатуре. И вот тогда… Тогда вмешался Господин Случай. Совершенно случайно в моих руках почти даром оказалось 2 ноутбука. Один из них был почти мертв, зато второй вполне подходил для Жени. Собственно, все, что нам надо было, он имел: клавиатура и Ворд. А что нам еще надо?
Наверное, в тот день я волновалась сильнее, чем на самом сложном экзамене. Я ехала, за плечами лежал «Подарок». Именно так я окрестила ноутбук: совсем недавно у Жени был День Рождения. И я сидела, словно на иголках, даже не могла себе представить реакцию семьи на ЭТО.
Дверь открыли, я извинилась, что приехала лишь завезти подарок. Когда я его достала…. В общем, такую радость я описать не могу. Счастье в глазах и постоянное повторение: «Настоящий! Настоящий! Мама, представляешь, Аня подарила мне компьютер!… он… настоящий!…настоящий!…. настоящий!!!». Вот единственная фраза, которую говорила Женя маме по телефону. Я радовалась едва ли не больше самой Женьки. А еще я понимала то, что теперь мы сделаем еще больше, и одолеем эту грамматику. Обещаем;)