Производственная практика 4 курс, 2011

ГОУ Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Наш дом»

Производственная практика проводилась в ГОУ Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Наш дом» (директор Зверобоева Л.В.) с 31 января по 11 февраля 2011 г. Практика проводилась по запросу учреждения и ставила целью определить готовность к школьному обучению детей подготовительной и старшей группы. Кроме того, студенты должны были познакомиться с синдромальными формами психической патологии и методами коррекции, которые используются в данном учреждении.
Для тестирования детей были выбраны методы оценки слухоречевой памяти (Модифицированая Е. Ю. Давыдовой методика «Лурия-90» Э. Г. Симерницкой) и тест для определения уровня невербального интеллекта Кауфманов (2). Обучающие занятия по использованию тестов проводили сотрудники НОЦ нейробиологической диагностики МГППУ Е. Ю. Давыдова и С. А. Тюшкевич, а также аспирантка МГППУ К. К. Данилина. Студенты принимали также участие в ЭЭГ исследованиях и присутствовали на консультации пациентов с синдромом Ретта, синдромом умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой Х и синдромом Хантера (консультацию проводила сотрудник НОЦ канд.мед наук В. Ю. Воинова) и посетили занятия в школьном отделении ГОУ и присутствовали на занятиях клуба «Окно» для взрослых со сложными нарушениями развития, которые уже закончили обучение в этом образовательном учреждении.
В результате проведенного исследования для каждого ребенка был представлен профиль когнитивного развития, позволяющий увидеть его сильные и слабые стороны, что позволяет прогнозировать успешность школьного обучения и дает направление для коррекционной работы. Результаты были доложены в виде презентаций на итоговой конференции, в которой приняли живое участие директор и сотрудники ГОУ, а также сотрудники МГППУ. Студенты успешно ответили на вопросы сотрудников ГОУ и обсудили вопросы готовности к школьному обучению. Результаты исследования были переданы администрации учреждения. В свою очередь следует поблагодарить администрацию и сотрудников центра «Наш дом» за доброжелательность и помощь в организации практики.
Т. о. студенты успешно справились с запросом учреждения, освоили новые методы тестирования, познакомились с методами реабилитации в данном ГОУ. Кроме того, они научились делать презентации и получили возможность сделать доклады и обсудить свои данные. Следует отметить большую заинтересованность студентов, их стремление к овладению новыми методами исследования и высокий творческий потенциал. Особенно стоит сказать об их умение работать в группе, что очень важно для такого рода исследований. Все студенты получили хорошие и отличные отметки за практику.

Руководитель практики от МГППУ, руководитель НОЦ нейробиологической диагностики наследственных психических заболеваний МГППУ, Н. Л. Горбачевская

Нашу первую производственную практику мы проходили в ГОУ Центр лечебной педагогики и дифференциального обучения «Наш дом» под руководством Натальи Леонидовны Горбачевской. Это была определенно одна из лучших практик за весь наш учебный процесс. Она была особенно интересной в силу своей насыщенности и продуктивности. За эти две недели мы получили массу как теоретических, так и практических знаний.
Группа студентов-психологов из восьми человек успела полноценно обследовать 11 детей в возрасте от 5 до 7 лет подготовительной группы интегративного детского сада на предмет готовности к школе. У ребят был измерен коэффициент невербального интеллекта, а также слухоречевая память, зрительное внимание. Также проводилась запись ЭЭГ. Все эти результаты были обработаны и представлены в общем виде графиков показавших общие достижения группы. Так же были составлены индивидуальные профили по каждому ребенку.
Особенно приятным было то что полученные нами результаты оказались полезными специалистам учреждения: некоторые показатели стали неожиданностью для педагогов и обратили их внимание на некоторые выявленные проблемы. Также было здорово, когда многие полученные результаты были подтверждены педагогами, непосредственно работающими с детьми, что говорит об объективности наших оценок.
Мы много общались с детьми как в процессе обследования так и в свободном режиме. Это позволило наиболее полно и качественно оценить результаты. В отличие от предыдущих практик, здесь мы смогли пройти через качественно новый вид работы с ребенком — диагностическое обследование, что было очень полезным.
Пожалуй впервые руководство и педагоги базы практики отнеслось к нам с таким уважением и заинтересованностью. Искренний интерес нашего руководителя к процессу передавался каждому из нас, одна деятельность постоянно сменялась другой, мы забывали про время и были очень настроены получить по-настоящему ценные и правдивые результаты. Во многом благодаря энергии и настрою Натальи Леонидовны у нашей группы получилась такая продуктивная и слаженная работа.
Самым ценным для нас в этой практике было ощущение нужности того что мы делаем, знание того что мы учимся делать то что нам пригодится уже в самом ближайшем будущем.

Анастасия Шевченко, студентка IV курса

ГОУ СОШ школа-интернат I вида № 65.

Мы проходили производственную практику в школе-интернате I вида № 65.
Первая неделя практики была посвящена знакомству со школой, с учителями, детьми. Каждый день мы посещали открытые уроки педагогов-психологов, а в конце дня обсуждали и анализировали прошедший день.
Благодаря тренингам по специальным средствам общения, мы смогли выучить базовые жесты, которые помогли нам в общении с детьми.
Педагоги-психологи школы № 65 очень внимательны и открыты, давали консультации по любым интересующим нас вопросам, помогали планировать коррекционное занятие. Коррекционное занятие проводить было очень комфортно, так как в школе имеется очень хорошая материальная база с множеством методик и стимульного материала.
Педагогический опыт руководителя практики и других педагогов помогли нам узнать много нового и полезного для дальнейшей работы.

Казакова Александра, студентка IV курса

Центр экстренной психологической помощи МГППУ, подразделение «Телефон доверия»

— Данная практика внесла огромный вклад в приобретение теоретических и практических навыков и принесла массу положительных впечатлений.
— Хочу выразить благодарность руководителю практики и педагогам-психологам, которые проводили для нас тренинги и лекции. Практика оказалась очень познавательной, интересной, раскрыла новые горизонты. Большое спасибо!
— на протяжении практики… затрагивались этические моменты, обсуждались специфика и длительность звонка. Проводилась работа над алгоритмом принятия решения. Мы стали участниками мини-тренингов, в которых смогли выработать стратегию ведения разговора с «молчунами», узнали о специфике телефонной психологической помощи при суицидальных обращениях.
— впечатления от прохождения практики самые хорошие. Сама практика на телефоне потребовала усилий, быстроты мышления. Помогла, я бы сказала, начать учиться реагировать в неожиданных и непредвиденных ситуациях.

ФГУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Росмедтехнологии»

— производственная практика была направлена на получение профессиональных психологических знаний в области нейро- и патопсихологической диагностики, составление рекомендаций и прогноза, а также овладение навыками самостоятельной работы клинического психолога в медицинском учреждении…. В задачи практик входило…изучение специфики заболеваний различного наследственного спектра,.. разбор интересных случаев РДА, ДЦП, эпилепсии… Мы имели шанс послушать лекцию про эпилепсия и доклад по вопросам юридической помощи в медицине, а также принять участие в конференции, посвященной редкому генетическом у синдрому Фанкони-Бикеля.
— это была еще одна самая сильная и памятная практика! Я очень рада, что мы работали с детьми вживую, а ен консультировали по телефону, интеренету и т. д. практика была необычна еще и тем, что имела глубокий и древний медицинский фундамент, именно там я себя почувствовала клиническим психологом, нейропсихологом. Особое уважение и безмерную благодарность хочется выразить Троицкой Л.А. за ее терпение, мудрость, человечность, теплоту и профессиональное мастерство.

Научный центр психического здоровья РАМН

— я получила бесценный опыт подготовки и проведения экспериментально-психологического занятия. Научилась структурированию полученных данных, правильному написанию протоколов и заключений обследования.