Производственная практика IV курса в 2012 году

Детский дом-интернат № 15

Руководитель: Троицкая Любовь Анатольевна

— «В процессе практики я научилась проводить нейропсихологическое обследование, выбирать методики, подходящие для диагностики детей с особенностями развития, проводить синдромный анализ. Таким образом, это была очень полезная практика, необходимая для самоопределения и для личного опыта. Единственной трудностью было удержать внимание обследуемых детей, поскольку из-за большого количества зрителей дети не могли сосредоточиться, стеснялись. Однако после нескольких проведенных обследований становилось легче найти контакт с детьми и отвлечь их от происходящего вокруг. Практика была очень интересной и познавательной. Впервые появилась настоящая возможность использовать знания, полученные на лекциях, на практике. А главное понять то чем действительно должен заниматься Клинический психолог, поскольку на предыдущих практиках мы в основном работали вместе с дефектологами, соответственно понимания о работе клинического психолога не складывалось, более того вызывало недопонимание о роли клинического психолога. В связи с этим хотелось бы сказать благодарственные слова Троицкой Любовь Анатольевне, за столь интересную практику, за такую вовлеченность в студенческую жизнь. Наблюдать за профессионалом такого уровня огромное удовольствие. Думаю, если бы мы наблюдали за таким профессионалом на более ранних курсах, это было бы огромным вкладом в наше понимание лекционного материала, понимание того чему нам стоит уделять особое внимание, понимание того кем мы хотим стать после выпуска из института. Огромное спасибо!».
— «На мой взгляд, это бьла одна из самых лучших практик из всех, которые проводились за весь срок обучения. В первую очередь, приятное впечатление оставил сам интернат — работники очень дружелюбны и всегда готовы помочь, они внимательно относятся к детям и стремятся обеспечить помощь и поддержку всем детям, включая ребят с тяжелыми пороками развития. Хочется также поблагодарить нашего руководителя, Троицкую Любовь Анатольевну, за доступное изложение материала и заинтересованность в успехах студентов. На мой взгляд, личная заинтересованность преподавателя и готовность исправить, помочь и объяснить играет значительную роль в желании студентов совершенствовать навыки и развиваться далее профессионально в выбранном направлении».
— «Благодаря этой практике я ознакомилась с нейродиагностическим материалом, научилась его применять и обрабатывать, грамотно составлять заключения по результатам обследования. Данное учреждение было выбрано с целью практического ознакомления с работой психологов именно клинической направленности. Благодаря этой практике, я поняла, что очень хочу работать по специальности и приложу все усилия для овладения предоставляемой информацией, с целью продуктивного использования ее в своей дальнейшей работе и написания курсовой и дипломной работ. Огромное спасибо за возможность посещения этого интерната и за привлечение грамотных специалистов в данной области».
— «Мне очень понравилась пройденная мной практика. Я стала лучше понимать какие методики, следует применять при тех или иных нарушений, как их нужно применять на практике, стала лучше писать заключения по полученным результатам обследования, а ознакомилась с новыми коррекционными методами работы. Эта практика дала мне теоретические и практические знания, которые мне помогут в моей будущей профессии».

Детский сад комбинированного вида № 1540

Руководитель: Покровская Светлана Викторовна

— «Подводя итоги практики, я научилась обращать внимание на существенные реакции и признаки поведения при наблюдении, составлять заключения на основании наблюдения. В целом было получено много новых знаний об особенностях развития детей с ЗПР, а так же о детях со сложной структурой дефекта. Был повторен и применён на практике материал по нейропсихологии. Проделанной практикой я осталась довольна».
— «Время наблюдения за ребенком в различных видах деятельности была составлена и заполнена с помощью воспитателей и дефектолога анамнестическая карта. По данным проведенной диагностики было составлено психологическое заключение и разработан план индивидуальных коррекционных направлений для исследуемого ребенка. Также удалось оценить и проанализировать организацию педагогической и образовательной среды в выбранной группе. В ходе прохождения практики были составлены бланки анамнестических карт, план наблюдения за ребенком в группе, изучены основные коррекционные направления (SIS, АВА, Монтессори педагогика, Методика Зайцева, Вальдорфская педагогика, FCT, Сенсомоторная коррекция, Кинезиологические программы — программа „Мягкая школа“), а также оценочные уровневые психологические методики. В целом, практика понравилась. Достаточно интересно было включиться в работу групп для детей с ЗПР и группы со сложной структурой дефекта. В группе со сложным дефектом работать было наиболее интересно, так как, на мой взгляд, очень сложно подобрать правильный и, тем не менее, индивидуальный подход к каждому ребенку с тяжелыми нарушениями, чтобы добиться положительного результата в коррекционной работе. Интересно было наблюдать за работой специалистов, в частности за занятиями дефектолога, изучать методы работы с детьми, с нарушениями той или иной степени тяжести».
— «В группе нам удалось не только понаблюдать за деятельностью детей, но и беседовать, взаимодействовать с ними, участвовать в играх, прогулках, занятиях… Полезными оказались и беседы со специалистами, поделившимися информацией об особенностях детей с руководителем практики, Покровской С. В. Занятия проходили плодотворно: нами были разработаны план наблюдения за детьми, план анамнестической анкеты, обсуждались планы коррекционных занятий, ежедневно подводились итоги наблюдения за детьми, мы обсуждали подмеченные симптомы у детей и строили предположения об их этиологии, мы учились на практике применять полученные ранее знания… Для меня, безусловно, эта практика оказалась полезной. Я получила полезный опыт наблюдения без использования методик, построения связей меду симптомами и их возможной этиологией, научилась прослеживать связи между различными областями психологии (нейропсихология, психодиагностика, психокоррекция) и использовать их сообща. Некоторые интересные методы психокоррекции были ранее мне не известны. Эмоциональная атмосфера в учреждении тоже понравилась, так как и с начальством сада, и с педагогами, и с руководителем практики оказалось безумно приятно работать, так как эти люди не только специалисты в своём деле, но и люди, желающие помогать другим и получающие от этого удовольствие. Подводя итог работе, хочу лишь отметить, что пройденная производственная практика предоставила возможность взглянуть на себя как на специалиста, почувствовать недостатки в имеющихся знаниях и опыте и оценить сферу интересов для дальнейшей работы».

Средняя общеобразовательная школа «Школа надомного обучения» № 1673 «Поддержка»

Руководитель: Куртанова Юлия Евгеньевна

— «В течение всей учебной практики мы имели возможность наблюдать за учебным и внеучебным процессом детей. Исходя из этих наблюдений, у каждого из практикантов была возможность выбрать ребенка для дальнейшей диагностической работы и проведения коррекционного занятия».
— «Нами было подготовлено и проведено мероприятие в виде докладов с презентациями, тренингами или просто докладов по вопросам, интересовавшим педагогов школы».
— «Давно хотела увидеть ребенка с синдромом Аспергера, получить больше практического опыта о таких особенностях развития, и тем более провести диагностику и понаблюдать за ним со стороны. В процессе практики приобрела много опыта благодаря прекрасному руководителю, которая смогла мотивировать на продуктивную работу и дала прекрасные знания».
— «В целом практика прошла продуктивно, мною был получен опыт в проведении консультаций, так как прежде такой возможности не представлялось. … полученные навыки помогут мне в дальнейшей деятельности. Было интересно провести мероприятие для педагогов, в подобной деятельности мне также не приходилось раньше участвовать. Сам процесс был очень хорошо организован, нам удалось не только провести свое занятие, но и присутствовать на занятиях коллег, что тоже было очень полезно».
— «Практика прошла очень активно, я многое для себя получила, многое узнала. Самую большую благодарность я хочу выразить, конечно же, руководителю практики. Я получила полезный опыт и конструктивную критику, которую я поняла, и я буду стараться в дальнейшем избегать своих ошибок. Я получила хороший опыт, я получила хорошие эмоции. Я бы с большой радостью повторила бы именно эту практику и именно с этим руководителем».
— «Говоря о практике, могу сказать, что для меня она была очень продуктивной. Я приобрела опыт, который является для меня хорошей базой в профессиональной деятельности. Мне было комфортно, я чувствовала поддержку со стороны руководителя практики. Мне хотелось использовать новые знания на практике. Коллеги из учреждения также предоставляли нам возможность понаблюдать за их деятельностью и вынести для себя что-то полезное. Дети были дружелюбные, открыты для нас, с уважением к нам относились и порой даже в чем-то помогали. Я довольна своим выбором и хотела бы, чтобы в будущем, таких практик было больше».
— «Мне понравилось, что у нас была возможность выбирать из всех без исключения классов и возрастов. Была возможность за всеми понаблюдать прежде, чем выбрать. Понравились организационные моменты, всегда было понятно, что и когда мы должны делать, и в какие сроки уложиться. Когда я шла на эту практику, то хотела получить опыт проведения психологической работы со старшими школьниками, этот опыт мне удалось получить».
— «Очень понравилась прошедшая практика. В течение двух недель не отпускало ощущение постоянной занятости: мы смотрели уроки, проводили собственные занятия, анализировали свои и чужие успехи и неудачи, проводили мероприятия и т. д. на мой взгляд, данная практика позволила приобрести много опыта: соприкоснуться с интересующим контингентом, проверить свои теоретические знания на практике, определиться с будущей деятельностью, понять, нравится ли тебе работать в школе».

Научно-образовательный центр нейробиологической диагностики наследственных психологических заболеваний детей и подростков на базе ГОУ ЦЛПиДО «Наш Дом»

Руководитель: Горбачевская Наталья Леонидовна

— «Во время прохождения производственной практики в ЦЛП и ДО „Наш Дом“ я получила полезный опыт комплексного изучения ребенка с особенностями развития, включая наблюдение поведения в полуструктурированной экспериментальной ситуации, в учебной ситуации и на перемене, а также крайне полезным было общение и консультация со специалистами (невролог, генетик, педагоги), работа с документацией. Для получения целостной картины состояния развития ребенка необходим был непосредственный контакт с родителями ребенка для сбора анамнеза и пони мания семейной ситуации в целом, это был первый опыт такого рода для меня, без сомнения, очень полезный. Опыт такого тесного ежедневного контакта с ребенком позволил мне понять все трудности и прелести работы с данной категорией детей. Что мне хочется отметить, так это то, что мы прочувствовали атмосферу работы этого учреждения, способы работы — на каждого ребенка специалисты составляют индивидуальную программу обучения, при этом совмещают групповые и индивидуальные формы работы, такое отношение к детям впечатлило, очень порадовало и даже вдохновило. Благоприятную и располагающую для работы атмосферу создавало открытое, дружелюбное отношение и помогающее поведение специалистов. Наша работа на данной базе завершилось итоговой отчетной конференцией, где каждый из нас представил результаты комплексного исследования одного из детей и дал рекомендации по коррекционной работе с ним, таки образом; наша группа оставила в ЦЛП данные по 10 детям. В целом, я довольна результатами прохождения этой производственной практики и рада, что выбрала именно данное учреждение».
— «Практика в этом учреждении стала для меня ценным опытом. Я познакомилась с новыми методами и методиками обследования, приобрела теоретические знания и практические навыки. Впечатления от практики и самого учреждения остались самые яркие, светлые и положительные. Хорошее учреждение, приятные работники, очень познавательное и полезное взаимодействие со специалистами, насыщенная программа, мотивирующие цели практики, потому как выполнение работы по социальному запросу учреждения накладывает большую ответственность и понимание важности собственной деятельности. Очень мудрый и компетентный руководитель практики Наталья Леонидовна Горбачевская, которая не оставляла возникающие вопросы без ответа и всегда с готовностью помогала нам в сложные моменты».
— «Я считаю, что самый главный опыт, полученный мной за время этой практики — это близкое, непосредственное общение с „тяжелыми“ детьми, а так же с их родителями. Кроме того я получила представление о порядке ведения консультации, составлении анамнеза, способах работы и взаимодействия с „тяжелыми“ детьми. Поскольку Наталья Леонидовна очень грамотно нами руководила, отвечала на все вопросы, подробно объясняла все непонятное, особых трудностей, помимо нахождения контакта с детьми, во время практики не было. Единственное затруднение было с написанием отчета, поскольку нам не сказали, что от нас требуется написать в пунктах „обсуждение результатов“ и „выводы“. В целом практика мне очень понравилась: было очень познавательно и интересно, наш руководитель создала очень приятную, теплую, дружескую атмосферу, работать в которой было очень приятно».
— «Практика в центре „Наш Дом“ отличается от всех других видов практики, на которых мы были. Опыт комплексного изучения отдельного ребенка, индивидуальная работа с ним, проведение эксперимента, общение с родителями — уникальный опыт, который должен быть в арсенале любого специалиста нашего профиля. Я очень рада, что получила этот опыт, считаю, что хорошо справилась с поставленными задачами, многому научилась и буду использовать приобретенные знания в своей дальнейшей работе».
— «Практика, проходившая в центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Наш Дом» произвела на меня огромное впечатление и наделила огромным опытом работы с детьми со сложным нарушением развития. Данная практика дала огромнейший опыт работы с детьми со сложными нарушениями развития, а именно: каждую перемену мы старались взаимодействовать с детьми, завлекать их в разные игры, пытаться сделать так, чтоб ребёнок пошёл на контакт, понял задачу, предлагаемую ему, это получалось не всегда, но достаточно часто. Можно сказать, что больше всего я получила опыт именно взаимодействия и выстраивания контакта с ребёнком. Я научилась быть толерантной ко многим выходкам детей (крикам, проявлению агрессии, чрезмерной навязчивости ребёнка), научилась проводить различные тесты, закрепила знания о микроаномалиях детей с различными синдромами, также закрепила знания о проведении и интерпретации ЭЭГ. Трудности, с которыми я столкнулась, были следующие — достаточно трудное выстраивание контакта с родителями ребёнка, трудность проведения эксперимента из-за особенностей развития с некоторыми детьми (пр. ребёнок наотрез отказывался с нами оставаться в комнате, всё время хотел уйти, эксперимент пришлось прекратить), также со всеми детьми трудность при влечения их внимания к нужному материалу. Несмотря на все трудности, впечатления просто потрясающие, прекрасная атмосфера, царящая в центре благодаря работающему там персоналу, очень интересные дети, огромное количество интереснейшей работы с ними дали пройти практике незаметно и очень жаль, что она длилась всего 2 недели.
— «Мы получили большой опыт работы с детьми с разными нарушениями и синдромами, научились находить микроаномалии развития, получили представления о проведении некоторых методик, составили для себя структуру наблюдения за детьми в учебной деятельности. Мне очень понравилась практика в этом учреждении, так как она была очень насыщенна, каждый день мы узнавали от специалистов много нового и интересного».
— «Практика была чрезвычайно насыщена новыми знаниями о детях с особенностями развития, методах диагностики таких детей. Я узнала как правильно проводить клиническую беседу с родителями детей с особенностями в развитии и научилась правильно проводить диагностику детей с особенностями в развитии».

ЦЭПП (центр экстренной психологической помощи) подразделение «Телефон доверия»

Руководитель: Вихристюк Ольга Валентиновна

— «Мною были получены как теоретические, так и практические знания о телефонном консультировании. На семинарах мы разбирали основные типы обращений, поступающие на детский телефон доверия. Был проведен анализ аудио-файлов с записью телефонного разговора, анализ самостоятельного обращения в городскую службу телефонного консультирования и анализ реальной консультации. Была рассмотрена специфика ведения телефонной беседы, в тренингах отрабатывали основные этапы работы с абонентом. Во время реальных звонков наблюдали за консультацией На практических занятиях самостоятельно консультировала абонентов под наблюдением специалиста центра. Общее впечатление от практики только положительное. Во-первых, это первая из практик, которая направлена на работу с нормой, во-вторых, было много полезной теоретической информации, которая пригодится не только для телефонного консультирования, но и для работы в целом, в-третьих, участие в тренингах было очень увлекательно и полезно, и, в-четвертых, мы сами могли опробовать полученные знания на реальном консультировании. На данной практике, был получен огромный опыт работы с клиентами (нормой) и их проблемами. Мы на себе смогли прочувствовать взаимодействие между консультантом и клиентом, выделить наиболее часто поступаемые запросы, отработать навык работы, как с детьми, так и их родителями».
— «Мне очень понравилась практика. Возможность получения такого опыта для студентов нашего факультета еще не предоставлялась. Мы смогли себя попробовать в роли психологов консультантов с разными случаями, и с клиническими и с нормой. Для меня не было особых сложностей, но не все студенты решались отвечать на звонки. Единственная сложность — звонки шутников, но они звонят только в утреннее время, в ту смену, когда я проходила практику, вечером все же таких звонков меньше. Я решила, что попробую устроиться в центр на 5 м курсе, для прохождения практики».
— «Практика в ЦЭПП была для меня очень интересной и полезной, я получила теоретические знания и некоторые практические навыки в сфере телефонного психологического консультирования. Поскольку, мы не консультировали клиентов со сложными проблемами, с особыми трудностями на практике я не столкнулась. Но на „Детский телефон доверия“ звонят абоненты с самыми разными вопросами, и для предоставления качественной консультации специалист должен иметь широкие знания в разных сферах, поэтому для более качественной работы в данной области мне необходимо получить более полные теоретические знания о психологическом консультировании».
— «Эта практика была полезной для меня, в первую очередь, теоретическими знаниями по вопросам психологического консультирования, которые я на ней получила. Думаю, что многое из этого, пригодится мне в моей будущей профессиональной деятельности. Также, мне было крайне интересно и полезно почувствовать себя в роли консультанта. Несмотря на то, что я не имела возможность поработать с реальными запросами, сам опыт того, что незнакомый человек обращается к тебе за помощью, был для меня нов необычен. Все сложности, с которыми Я столкнулась, были связаны с выполнением домашнего задания — самостоятельно позвонить на телефон доверия и получить консультацию по собственной проблеме. Это был первый мой опыт обращения в психологическую службу, и я долгое время не могла решиться на это. Больше всего меня смущало то, что я должна это сделать именно в рамках задания, а не по личной инициативе. Тем не менее, я всё же решилась на этот шаг и получила очень полезный для себя опыт, как в личностном, так и в профессиональном плане. В целом, я осталась очень довольна как организационной, так и содержательной стороной данной практики. Телефон доверия, до этого, был для меня абсолютно неизвестной областью применения психологических знании, а потому, данная практика стала для меня новым, интересным и ценным опытом».
— «Эта практика стала новым опытом для меня. Могу сказать, что в основном практика была очень „теоретичной“, проходила в форме семинаров и обсуждений тех или иных проблем. Мы сами за все время практики поработали на телефоне всего по 4 часа каждый. Такое малое количество практических часов оставило неоднозначное впечатление. С одной стороны, кажется, что мы могли бы побольше посидеть „на телефоне“ и попробовать поработать с более сложными запросами, чем розыгрыши и информационные звонки. Но с другой стороны, я прекрасно понимаю руководителей практики, они не доверяли нам более серьезные звонки, потому что каждый из нас еще недостаточно опытен, может смутиться, растеряться и тем самым навредить человеку. До прохождения этой практики я никогда не задумывалась, что телефон доверия — это настолько серьезная служба и что работа там настолько сложна и требует основательной подготовки. Я поняла, что психолог, работающий на телефоне доверия должен обладать огромным спектром знаний по множеству вопросов психологии, Т. к. он никогда не знает, с какой проблемой к нему может обратиться абонент. Работа на телефоне доверия — очень важная отрасль психологической поддержки, реально оказывающая помощь огромному количеству людей. Но в ходе практики я поняла, что вряд ли хотела бы когда-нибудь работать в подобной службе, т. к. психолог, работающий на телефоне практически никогда не получает обратной связи от клиента, эмоциональной отдачи. Мне кажется, очень тяжело при такой работе избавиться от постоянных мыслей о том, а „хорошо ли ты работаешь“, „эффективны ли твои слова“, „помогаешь ли ты реально клиентам“. Так же большим минусом на телефоне доверия, особенно детском, является огромное количество звонков-розыгрышей. Примерно половина всех звонков службы — это именно розыгрыши. Мне кажется, это очень утомляет и опять же снижает эффективность психолога как специалиста. В целом, практика оставила положительные впечатления. Я узнала множество новой полезной информации, которая касается как работы на телефоне доверия, так и очного консультирования»
— «Деятельность Центра сильно отличается от того, чем мы обычно занимались на предыдущих практиках. Ранее в наши обязанности входила либо диагностика, либо организация тематического занятия, а в ЦЭПП пришлось обучаться проводить консультации, притом, что на обучение, пусть даже просто на овладение основными навыками, отводилось очень мало времени. В свою очередь было в какой-то степени сложно взаимодействовать с людьми, абонентами, не видя их — такой вид работы для меня является совершенно новым и весьма специфичным. Само консультирование не вызывало каких-либо сложностей, хотя вначале было трудно быстро оценивать характер звонка и принимать решение передавать его специалисту или отвечать на него самостоятельно. В одну из смен было много звонков-розыгрышей, но поскольку нас обучили тому, как нужно их принимать, у нас не возникало вопросов по этому поводу и мы справлялись с этой задачей. Общие впечатления от прохождения практики только положительные. В первую очередь стоит отметить организацию практики и то, что руководители практики предоставили подробный план занятий на каждый день, который неотступно соблюдался на протяжении всей практики. Конечно, две недели это очень мало для того, чтобы достаточно вникнуть во все особенности работы Детского телефона доверия и научиться консультировать по телефону, но эти две недели были структурированными и весьма полезными. Данную практику можно считать неким толчком для стремления к самообразованию в данной сфере знаний, поскольку я не думаю, что в программе моего факультета будет ее возможность обучиться навыкам консультирования. Было очень интересно изучать деятельность Центра не только в теоретической форме, но и прослушивая записи консультаций. После прослушивания записей у нас всегда происходили оживленные обсуждения их, что, на мой взгляд, является весьма продуктивной формой обучения. Таким образом, хочу сказать, что данная практика является весьма интересной и эффективной в плане получения первичных профессиональных навыков психолога-консультанта Детского телефона доверия. Она действительно дает представления о том, как устроена деятельность Центра и как должна проходить экстренная психологическая помощь детям и их родителям в виде телефонной консультации».

Санаторная школа-интернат № 65 для глухих детей с психоневрологическими заболеваниями

Руководитель: Моисеева Ирина Владимировна

— «В рамках данной практики я наблюдал как индивидуальные, так и групповые коррекционные занятия психолога, логопеда, сурдопедагога, своих коллег — студентов; получил необходимые знания по таким вопросам как: ведение психологической документации в учреждении, виды работ психолога в школе; подробно ознакомился со специальными средствами общения, провел коррекционное музыкальное занятие с применением дактилологии, и конечно просто пообщался с учениками этой школы. Это одно из лучших учреждений, где мне приходилось бывать в рамках практики. Отдельную благодарность хотелось бы выразить педагогам-психологам данного учреждения, которые на протяжении всей практики демонстрировали компетентность и предлагали студентам богатую программу занятий. Из сложностей могу назвать только недостаточное овладение мной языком жестов, что вызвало определенные затруднения при проведении занятия, и потребовало помощи психолога, в плане перевода. Коррекционное занятие, проведенное мной, в целом удалось, задачи были выполнены, оно понравилось ученикам, и, что немало важно, было отмечено психологами школы как выполненное в ключе творческого подхода».
— «В ходе прохождения практики я присутствовал на занятиях специалистов учреждения: как индивидуальных так и групповых. На некоторых занятиях наблюдал, на других участвовал в занятии. Но во время взаимодействия с детьми столкнулся с проблемой. Знаний дактилологии было не достаточно для общения. Дети часто использовали жестовый язык, да и в дактилологии у меня было ранее очень мало на практике, что осложнило мое понимание детей, когда они пытались мне, что-то объяснить. … К окончанию практики в данном учреждении я приобрел навыки общения с детьми с нарушением слуха и улучшил знания дактилологии. Прохождение практики в данном учреждении было для меня весьма продуктивным. Руководитель практики от учреждения профессионально организовал весь процесс деятельности студентов, оказывал своевременную и качественную помощь в работе студентов и интересно преподносил материал необходимый для работы».
— «На практике я посетил множество разнообразных занятий. Это были как групповые, так и индивидуальные занятия с детьми. Среди увиденных мною занятий были как психологические, так и общеобразовательные. Отдельно хочу выделить занятия направленные на развития речи. За ними было особенно интересно наблюдать, так как раньше ничего подобного я не видел. Мне понравилось: что нам была предоставлена возможность не только быть наблюдателями занятий, но и поучаствовать в них в качестве помощника учителя. Также мне понравилось, что у нас была возможность самостоятельно выбирать, какие занятия посещать. Было интересно общаться с детьми не только на уроках, но и во время перерывов. Сначала было тяжело находить общий язык с ребятами, но по ходу практики мы выучили несколько слов и фраз на жестовом языке и стали лучше дактилировать и понимать обращенную дактильную речь».
— «За период времени, проведённый в учреждении, было получено много информации об особенностях работы с детьми с нарушениями слуха (разных возрастов и с различными дополнительными нарушениями). Был приобретен большой опыт по взаимодействию с ними. Сотрудники школы-интерната были профессиональны, доброжелательны и готовы оказывать содействие. Основной трудностью при прохождении практики, было слабое знание специальных средств общения (языка жестов и дактилологии)».
— «В течение первой недели руководитель практики знакомила нас с работой психолога в данном учреждении, подробно рассказывала о видах деятельности, обязанностях, документации, которую необходимо уметь заполнять, пособиях, которые используются в работе с глухими детьми. На протяжении всей практики у нас была возможность посетить различные уроки и психологические занятия в отделении надомного обучения, в младших и старших классах. Данная возможность позволила мне составить более полное представление о методах работы с глухими детьми. Вторая неделя практики была отведена под проведение наших занятий. После проведения каждого из них проводилось обсуждение увиденного, полученных результатов с руководителем практики. Наблюдение в ходе уроков и занятий, помощь руководителя практики (демонстрация, предоставление видеоматериалов и литературы) позволило мне в сжатые сроки освоить жесты, необходимые для общения с детьми и для проведения диагностического обследования. Наблюдения на практике помогли мне понять то, какая большая ответственность лежит на психологе за действия ребенка, за его безопасность, каким огромным терпением, выдержкой должен он обладать. Также ему необходимо уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, уметь переключать внимание ребенка с одного на другое. В целом впечатление о производственной практике — положительное. Она была очень интересной и насыщенной. Я узнала много нового о работе психолога с данной категорией детей. Я начала изучать жестовый язык, получила опыт общения с глухими детьми. Думаю, приобретенные знания пригодятся мне в дальнейшем».
— «База практики мне очень понравилась, особенно понравилось открытость преподавателей, стремление рассказать больше. Они даже сами проявляли большой интерес к нам — студентам, к нашим работам. Спасибо им большое за это! Так же очень понравилось отношение к детям, обстановка в школе более непринужденная, чем в общеобразовательных школах, и видно, что это очень хорошо влияет на детей с таким видом нарушения».
— «Первая и она же единственная трудность — общение с глухими детьми. Для меня оказалось неожиданным попасть на практику именно к глухим, и потому положение спасало только знание дактиля после курса И. В. Саломатиной. Сильно помогала руководитель практики — как с переводом вообще, так и во время моего проведения занятия. С удовольствием посещал уроки жестового языка, узнавал у преподавателей значения простых бытовых жестов. В учреждении замечательная гостеприимная атмосфера, все сотрудники готовы рассказать о своей работе, если нужно — помочь и поддержать, никто ни разу не отмахнулся от вопросов. Особенно благодарен руководителю практики от учреждения за умелую организацию группы, комментарии, пояснения, и всестороннюю поддержку. По впечатлениям — самая приятная и интересная база из всех, что удалось увидеть ранее».