Впечатления о работе

Рассказы наших выпускников 2011 года выпуска о своих впечатлениях с места работы

Глушенкова Евгения
Я стала специальным психологом и буду работать с глухими детьми в ГОУ ЦППРиК «Благо».

Я интересовалась психологией еще в старших классах школы, но про специальную психологию не знала практически ничего. Поступив в МГППУ, я выбрала факультет клинической и специальной психологии, еще не совсем понимая почему. На первом курсе мне было одновременно и очень интересно и очень страшно. Я не знала, как подойти к детям, как им помочь, как вести себя с ними. Но по мере моего профессионального взросления я стала спокойней и уверенней. Я ходила на практику, видела детей, и видела, как с ними взаимодействуют опытные педагоги и психологи, наблюдение за их работой давало мне силы для собственных проб и ошибок.
На нашем факультете практика начинается с первого кура, нас постепенно знакомят со всеми аспектами нашей будущей профессии. Сначала с тем, какие бывают учреждения, а потом учат наблюдать за детьми, общаться с ними и даже проводить занятия самостоятельно.
На пятом курсе я стажировалась в Центре Психолого-Педагогической Реабилитации и Коррекции «Благо» для детей с нарушением слуха и речи. В этом центре я буду работать после окончания МГППУ.
Я выбрала работу с детьми раннего возраста. Мои особые, глухие дети веселятся, играют и озорничают, также как обычные дети. Каждый ребенок со своим характером, и требует индивидуального подхода, но как же я радуюсь, когда мне удается найти этот подход.
Трехлетняя Ксюша на первых наших занятиях входила в кабинет только за руку с мамой, смотрела в пол и не произносила ни звука. А теперь она радостно вбегает в мой кабинет и говорит «Привет». Говорит! С широкой улыбкой и готовностью заниматься, играть, и учиться чему-то новому. А между тем, у Ксюши четвертая степень тугоухости.
Когда ребенок произносит хотя бы слог, не говоря уже о слове, называет мне правильно животных или просто с радостью выполняет задание, которое я ему предлагаю, я испытываю удовлетворение, а иногда даже восторг. И снова убеждаюсь, что не зря выбрала факультет клинической и специальной психологии. В этой области просто не может быть случайных людей! С «особыми детьми» не просто, они отнимают у тебя много сил и энергии, но эти силы возвращаются в двойном размере, когда ты начинаешь видеть, что твоя работа приносит результат. Даже маленький результат — верный шаг на пути к большой цели — дает ощущение значимости и нужности моей работы. Я рада, что выбрала именно этот факультет, здесь я нашла себя.


Кисельникова Ксения
Почему я хочу работать именно в ЦО № 1811 «Измайлово»?

Современному обществу необходимы творческие личности, способные реализовывать приобретенные знания, быть коммуникабельными в любых социальных группах. Основу цивилизации во все времена составляли такие человеческие ценности, как нравственность, сострадание, порядочность, мудрость и доброта. Без этого сложно стать личностью. Все это в совокупности может помочь человеку стать по-настоящему счастливым.
Мне нравится полученная мною профессия. Придя на работу в школу, мне в первую очередь захотелось научить детей простым человеческим чувствам: любви, доброте, отзывчивости, пониманию, состраданию, справедливости. С моей точки зрения всегда срабатывает определенная закономерность: если хочешь, чтобы ученик был добрым, честным, ответственным — начни с самого себя. Если учитель заряжает своим умением общаться, уважительным отношением к людям, своей любовью, успешностью, творчеством — к этому будут стремиться и его ученики.
В нашей стране психолог — относительно молодая специальность, но уже появились школьные психологи, которые помогают детям быстрее адаптироваться к новым и изменяющимся условиям их жизни. Школьные психологи определяют готовность малыша к школе, проводят тестирование учеников и индивидуальные работы с трудными и проблемными детьми.
Педагог-психолог — это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением и психологическим развитием. На мой взгляд, эта профессия социально значима в обществе, в жизни ребёнка и его родителей. Если родители замечают проблемы в развитии своего чада или трудности в общении со сверстниками, то зачастую не знают как помочь. Не видеть проблемы — не выход, это только усугубляет моральную подавленность ребёнка. Помощь в решении сложных ситуаций может оказать педагог-психолог, который на основе имеющихся знаний и опыта может повернуть происходящее в нужное русло.
Местом своей трудовой деятельности, профессионального роста и духовного развития я выбрала начальную школу ГОУ Центр Образования № 1811 «Измайлово». Здесь я целый учебный год проходила на V курсе практику-стажировку, ни разу не пожалела о своем выборе и в ближайшее время не планирую ничего менять. В центре отзывчивые высококвалифицированные Педагоги (и я не опечаталась, действительно педагоги с большой буквы), слаженный, отработанный процесс преподавания с незаменимой поддержкой и помощью со стороны руководства, молодые специалисты и педагоги со стажем, которые в равной степени относятся с уважением к работе школьного психолога и видят в ней несомненный вклад в развитие подрастающего поколения. Работа именно в этой школе приносит мне удовольствие; я не работаю в этой школе, я ей живу. И если вдруг что-то в жизни не складывается, коллектив всегда готов придти на помощь, подбодрить и поддержать советом. Как только переступаешь порог этого учебного заведения, отвлекаешься от проблем личного характера и ежедневных хлопот. Наш центр образования — это большая семья, в которой найдется место каждому человеку, будь то родитель, ребенок или новый специалист; каждый найдет что-то свое. Школа дает мне возможность совершенствовать себя, повышать свой профессиональный уровень, проявлять свои организаторские способности.
Мне нравится, что работа школьного психолога вызывает уважение со стороны многих людей, и главное я сама ей горжусь.


Коновко Наталия
В детском саду № 288

Я, выпускница 2011 года факультета клинической и специальной психологии МГППУ, и уже работаю воспитателем в детском саду № 288. В нашем саду инклюзивное образование, а это означает, что в каждую группу, наряду со здоровыми детьми, включаются дети с ограниченными возможностями. В моей группе есть дети с ДЦП, миопатией, синдромом Дауна.
Я, по образованию клинический психолог, и я каждый день своими глазами вижу плюсы инклюзивного образования. С одной стороны, оно дает возможность детям с ограниченными возможностями общаться со здоровыми детьми, позволяя им социально адаптироваться в мире. С другой стороны, для здоровых детей инклюзивное образование — это возможность научиться доброте и сопереживанию к окружающим людям. Я вижу, как некоторые из здоровых детей стараются взять под свою опеку ребенка с особенностями. И это очень меня радует!
День в нашем детском саду начинается с занятия «Круг». Во время «Круга» мы уделяем время каждому ребенку. Беседуем с ним о том, как прошел его предыдущий день и какое у него настроение. Потом наступает время гимнастики для языка, пальчиковой гимнастики и подвижных игр.
В детском саду № 288 проводятся различные занятия. Это и «физкультура», и «музыка», и «развитие речи», и «рисование», и «лепка», и «конструирование», и «аппликация», и «окружающий мир». У нас имеется глиняная мастерская, где лепкой и рисованием с детьми занимаются профессиональные художники. В здании детского сада есть бассейн, в котором проходят занятия по плаванию. Есть у нас и сенсорная комната. Там можно бегать, прыгать и кричать. Дети могут расслабиться и подвигаться. А для них это очень важно!
В нашем саду часто проводятся праздники. В праздниках задействованы все дети без исключения. Мы разыгрываем с детьми сценки, поем и танцуем, устраиваем конкурсы.
У нас очень дружный коллектив. Все работники нашего детского сада — это молодые, инициативные, творческие люди. Я рада, что попала в такой замечательный коллектив и надеюсь на долгую и плодотворную работу в детском саду № 288.


Курышкина Мария
Почему я хочу работать в ГОУ ЦППРиК «Исток»

Окончив факультет клинической и специальной психологии, мне захотелось найти место для работы, где было бы совмещено образование и медицина, как это было на нашем факультете. Я остановила свой выбор на ГОУ Центр Психолого-Педагогической Реабилитации и Коррекции «Исток». Что меня в нем привлекло? Конечно, очень дружный и сплоченный коллектив из высококвалифицированных специалистов, теоретиков и практиков; удобное расположение — центр находится недалеко от дома, но главное — разнообразие направлений его работы.
Для того, чтобы быть принятой на работу в этот центр, я прошла нейропсихологическое собеседование, и это было совсем непросто, так как его проводил нейропсихолог и психофизиолог с огромным стажем. Когда собеседование было мною пройдено, мне пришлось еще немного понервничать, поскольку только по прошествии некоторого времени меня утвердили на должность педагога-психолога с испытательным сроком 3 месяца. Все эти три месяца с помощью методистов Цента, дружелюбного начальства и коллег я занималась разработкой скрининга и тренинга. Так как мои курсовые и дипломная работы были посвящены подросткам с отклоняющимся от нормы поведением, мне предложили вести тренинги именно по этой тематике на базах школ, с которыми сотрудничает Центр. Я бы хотела продолжать работать по этому направлению, приобретать дополнительный опыт. Помимо тренингов в школах, в Центр проводит консультативные приемы и коррекционные занятия с детьми от 1 года до 18 лет. Наш Центр — это образовательное учреждение, и дорога к знаниям здесь открыта всегда. В самом Центре проводятся курсы повышения квалификации для педагогов и психологов школ, Центр тесно сотрудничает с МИОО и с МГППУ, где сотрудники Центра могут пройти переподготовку или повышение квалификации.
В ГОУ ЦППРиК «Исток» я могу заниматься интересной и перспективной для меня работой.


Пискунова Елена
Почему я хочу работать в ГОУ ЦО «Технологии обучения»

ГОУ Центр образования «Технологии обучения» работает в рамках проекта «Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов», который реализуется Департаментом образования города Москвы. Большинство учеников школы — дети с ограниченными физическими возможностями, имеющие инвалидность, и нуждающиеся не только в специальном обучении, но и в помощи службы психолого-педагогического сопровождения.
В центр образования я пришла, будучи студенткой пятого курса факультета клинической и специальной психологии МГППУ. Сегодня продолжаю свою работу уже молодым специалистом. В числе моих учеников есть дети с аутизмом, органическим поражением головного мозга, поведенческими нарушениями, соматическими заболеваниями. И каждый ребенок получает в «Технологии обучения» персональный подход и качественное образование. Несомненным достоинством центра образования является дистанционное обучение, позволяющее ребенку получать знания дома. Для этого каждому ученику выдается во временное пользование комплект оборудования в составе персонального компьютера Mac, веб-камеры, принтера, сканера и специального оборудования для лиц с ограниченными возможностями, а также обеспечивается широкополосным подключением к сети интернет. Детям с ограниченными возможностями передвижения предоставляется возможность бесплатно воспользоваться школьной службой доставки на специально-оборудованных микроавтобусах.
Служба психолого-педагогического сопровождения занимает особое место в ЦО. Сотрудники СППС проводят консилиумы по приему в школу, назначают специалистов каждому ребенку, проводят консультации не только с учащимися, но с и их родителями, а так же с учителями школы. Будучи специалистами высокого уровня, сотрудники СППС проводят комплексную деятельность, направленную на решение задач коррекции, развития, обучения, социализации учеников школы.
На мой взгляд, ГОУ ЦО «Технологии обучения» является одним из немногих учебных заведений Москвы, в котором дети с ограниченными возможностями могут получать хорошее образование. И я очень рада, что получив образование на факультете клинической и специальной психологии МГППУ, могу работать по специальности в этой школе, помогая и поддерживая ее учеников и их родителей.


Шахаева Екатерина
Почему я хочу работать педагогом-психологом в школе для детей с нарушением речи?

Я — студентка 5 курса факультета «Клиническая и специальная психология» Московского городского психолого-педагогического университета и параллельно уже два с половиной года работаю педагогом-психологом в специальной (коррекционной) школе-интернате № 45 для детей с нарушениями речи.
Моя профессиональная деятельность началась с третьего курса после прохождения практики на базе этого интерната. В течение полугода я наблюдала за работой специалистов, участвовала в проведении индивидуальных и групповых занятий с учащимися, привыкла и полюбила этих детей так, что уходить не хотелось… Вот и осталась работать.
К сожалению, наставника для меня не предполагалось, и до всего приходилось доходить своим умом.
Даже если рассматривать такую сферу деятельности педагога-психолога, как диагностическая работа (сбор первичных данных о поведении и интеллектуальном развитии, о развитии эмоционально-личностной и мотивационно-волевой сфер у ребенка), материал подбирался мною самостоятельно методом «проб и ошибок». И уже к началу учебного года я собрала методики, которые подходят именно для детей с особенностями в речевом развитии.
Теперь моя деятельность наладилась. Я знаю особенности каждого учащегося и то, как я могу ему помочь. Я понимаю, какие методики мне следует использовать в том или ином случае.
Я могу посоветовать педагогам, как вести себя с каждым конкретным учеником, как правильно объяснять новый материал, чтобы этот материал продуктивно усваивался. А это уже очень много, ведь у нас в интернате применяется индивидуальный подход к каждому из воспитанников.
По итогам диагностической работы я составляю коррекционно-развивающие занятия, которые провожу в игровой форме с группой детей. Целью таких занятий является развитие у детей внимания, мышления, памяти и, конечно же, речи. Многие упражнения включают в себя проговаривание слов и предложений, позволяют детям расслабиться и рассказать все, что их волнует, отработать социально приемлемое поведение. Мы учимся, как правильно общаться друг с другом, в семье, как заводить знакомства и не стесняться того, что у тебя что-то не получается. Со второго класса мы исследуем мир профессий, а в старших классах занятия по профессиональному самоопределению организованы с выездом в различные учреждения для личного знакомства с ними учащихся. Старшеклассники даже имеют возможность попробовать себя в некоторых профессиях.
Для проведения групповых занятий психолога в школе-интернате выделено специальное помещение — игротека — большая комната с разнообразным вспомогательным материалом. Я занимаюсь не только групповой, но и индивидуальной коррекционной работой. Индивидуальная работа проводится мною в кабинете психологической разгрузки, который также оборудован разнообразным стимульным материалом. А в этом году у меня появилось еще одно помещение — сенсорная комната! Хочется сказать огромное спасибо администрации, потому что в распоряжении большинства психологов, работающих в школах, имеется только кабинет психологической разгрузки, да и то не очень большой площади. В сенсорной комнате я занимаюсь с одним-двумя учащимися начальной школы психомоторикой и телесным самоопределением. Это очень важно потому, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, нарушено восприятие собственного тела. А работа в сенсорной комнате предполагает развитие почти всех анализаторов: слуховых, зрительных, обонятельных и тактильных.
Я обязательно провожу беседы с родителями, если меня что-то волнует. Например, поведение ребенка, его эмоциональные реакции. В таких случаях я приглашаю родителей. Но большинство родителей приходит ко мне по собственной инициативе за советом или с личной просьбой.
В нашей школе-интернате педагоги, воспитатели, администрация и психологи всегда взаимодействуют между собой, трудятся сообща. Поэтому внимание и помощь ребенку оказывается не одним классным руководителем, а всеми специалистами, и воспитанник никогда не останется один на один со своими проблемами.
От своей работы каждый ждет результатов. И результаты от моей работы есть. Как приятно слышать от педагогов, что после моих занятий ученик стал внимательнее слушать, более спокойно реагировать на замечания, которые ему делает учитель, начал аккуратней писать. Это означает, что занятия по психомоторике не прошли для него впустую. И даже если результаты малы, но все-таки есть, это очень приятно! Это означает, что моя работа приносит плоды, и руки поднимаются выше и хочется сделать еще больше!
Как приятно смотреть в блестящие глаза мамы, которая на повторной консультации говорит, что теперь у нас вот это и вот это получается.
Я думаю, легкой работы не бывает. А работа с детьми и сложная, и приятная, и интересная одновременно! Но главное — чем лучше я выполняю свои профессиональные обязанности педагога-психолога, тем важнее и нужнее моя работа в коррекционной школе-интернате!


Яна Рачкова
Почему я иду работать в школу

Многие студенты-выпускники психологических ВУЗов не раз задавались вопросом, идти ли работать в образовательное учреждение. Я — студентка целевого набора, в этом году заканчиваю факультет специальной и клинической психологии Московского Городского Психолого-Педагогического Университета (МГППУ) и с сентября буду работать педагогом-психологом в своей школе.
Многие задаются вопросом: зачем в школе нужен психолог? Раньше, когда психолога в школах не было, проблемы, возникающие у детей, решались учителем совместно с родителями либо в кабинете директора, если ребенок нарушал нормы поведения. Главной задачей школьного психолога или педагога-психолога является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, включающее оптимизацию учебной среды, в которой находятся дети, а также создание комфортных условий не только для детей, но и для педагогического коллектива. Школьный психолог может работать с детьми индивидуально и в группе. Работая с ребенком индивидуально, психолог помогает ребенку справиться с его проблемой. В группе психолог помогает детям найти общие интересы, знакомит их с различными способами коммуникации (вербальными и невербальными), учит принимать друг друга такими, какие они есть. Помимо этого, дети участвуют в различных упражнениях, которые позволяют им лучше понять себя, своих одноклассников, в итоге научится понимать чувства ближнего. В функции педагога-психолога входит проведение психологической диагностики детей, консультации с родителями, тренингов развивающих и профилактических.
МГППУ готовит высококвалифицированных специалистов в области теории и практики клинико-психологической диагностики, коррекционной и охранно-защитной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии и поведении. Выпускники МГППУ стабильно занимают первые места в рейтинге молодых специалистов-психологов столичного региона.
Конечно, каждый выпускник МГППУ вправе решить сам для себя, как ему начать свой карьерный путь. Лично я думаю, что работа в образовательном учреждении это хороший старт для молодого специалиста, это полезный опыт для нахождения себя в сфере психологии.