Мешкова Татьяна Александровна

 С 1997 по 2015 г. - декан факультета клинической и специальной психологии МГППУ.

Заведующая кафедрой дифференциальной психологии и психофизиологии факультета.

Вся трудовая деятельность Т. А. Мешковой, начиная с 1971 года (сразу после окончания МГУ), неразрывно связана с образованием. Она являлась научным сотрудником Института общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт Российской Академии образования), а затем, в 1997 году, возглавила вновь созданный факультет специальной психологии в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ). Татьяна Александровна — автор многочисленных публикаций, часть из которых были переведены на иностранный язык и опубликованы в зарубежных изданиях (США, Италия, Германия). Коллективная монография «Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека» (Т. А. Мешкова — один из авторов) в 1990 году была удостоена первой премии Академии педагогических наук СССР.
Научную работу Татьяна Александровна совмещала с педагогической деятельностью — сначала в качестве школьного психолога, а затем как преподаватель ВУЗа. Она стояла у истоков создания и разработки учебного курса «Психогенетика», который в последние годы является обязательным в Государственном стандарте образования по специальности «Психология». Она является одним из соавторов учебника «Основы психогенетики» (1998). Комплект тестовых заданий по курсу «Психогенетика» и программа практики студентов Т. А. Мешковой были отмечены в числе лучших в конкурсе Учебно-методического объединения университетов по психологии. В 1999 году программа курса «Психогенетика» Т. А. Мешковой была отмечена премией Института «Открытое общество» (фонд Сороса). В 1999 г. в составе коллектива авторов Татьяна Александровна была удостоена звания лауреата премии Правительства Российской Федерации в области образования за цикл работ «Психогенетика как область науки и дисциплина в высшей школе». В 2003 г. в рамках Федеральной научно-технической программы Минобразования «Создание системы открытого образования» Татьяной Александровной был подготовлен электронный учебно-методический комплекс по психогенетике, а в 2004 году вышло печатное издание Учебно-методического комплекса «Психогенетика», включающее 4 книги.
В 2003 году Татьяна Александровна за выдающиеся успехи в области образования была награждена медалью Ушинского.
По инициативе Т. А. Мешковой и под ее руководством организуется тесное взаимодействие факультета с учреждениями специального образования, сиротскими учреждениями г. Москвы. Студенты имеют возможность обучаться непосредственно на местах своей будущей работы, перенимая опыт ведущих специалистов-практиков, осваивая методы коррекционной работы с проблемными детьми и их семьями. Это одна из причин того, что уровень квалификации первых выпускников был высоко оценен Государственной экзаменационной комиссией. Молодые специалисты востребованы в учреждениях образования, здравоохранения, социальной сферы г. Москвы.
Большое внимание Татьяна Александровна уделяет воспитанию студенчества. По ее инициативе на факультете создано студенческое общество волонтеров «Единый мир», члены которого оказывают профессиональную помощь детям-сиротам, детям-инвалидам, семьям с проблемными детьми, участвуют в благотворительных акциях. Практическая работа студентов-волонтеров неоднократно отмечалась благодарственными письмами различных организаций.

награды, премии, звания: лауреат I премии АПН СССР (как соавтор коллективной монографии) (1990), премия Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) (1998), лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (1999), звание «Ветеран труда» (2000), Диплом Открытого конкурса ВУЗов России (2001), медаль К.Д.Ушинского (2003), почетный работник высшего профессионального образования (2006), две медали им. Г.И.Челпанова I и II степени, трижды лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий, Грамота Правительства Москвы (2008)

данные о повышении квалификации:

  • (2011) «ФГОС ВПО по направлению 050400 – «Психолого-педагогическое образование» -72 часа
  • (2010)  «Конструирование и применение тестов знаний в системе мониторинга качества образования в ВУЗе» - 72 часа
  • (2008)  «Современные магистерские программы международного уровня» - 74 часа
  • (2007) «Математические пакеты обработки данных» - 20 часов
  • (2007) «Rehabilitation Psychology» - Loewenstein Hospital Rehabilitation Center (Israel)– 72 часа
  • (2007) «Специальный английский, психология» - МГЛУ – 72 часа
  • (2005, 2010) «Современные информационные технологии в психологии и педагогике»– 72 часа и 36 часов
  • (1996) «Прогрессивные матрицы Равена» под руководством Джона Равена

Сертификаты участия

  • (2013) Всероссийская научно-практическая  конференция памяти Ю.Ф.Полякова «Теоретические и прикладные проблемы  медицинской (клинической) психологии».
  • (2013) V Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья», Москва
  • (2012) 12th International Congress of Behavioral Medicine, Budapest, Hungary
  • (2011) International Society for the Study of Individual Differences (ISSID), London, 2011
  • (2011) 25th Health Psychology Conference, Hersonissos, Crete, Greece
  • (2010) 12th Biennial Conference of the European Association for Research on Adolescence, Vilnius, Lithuania
  • (2010) 15th European Conference on Personality, Brno, Czech Republic
  • (2009) 11th European Congress of Psychology, Oslo, Norway
  • (2008) 20th Biennial ISSBD Meeting Wurzburg, Germany
  • (2008) 18th World Congress of the International Association for Child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions (IACAPAP) 2008, Istanbul, Turkey
  • (2009) 9th World Congress of Biological Psychiatry, Paris, France
  • (2007) 13th European Conference on Developmental Psychology, Jena, Germany

общий стаж работы - 41 год

стаж работы по специальности - 41 год

преподавамые дисциплины

  • Психогенетика
  • Психогенетика развития
  • Психогенетика нарушений развития
  • Генетика человека

сфера научных интересов:

  • Психогенетика
  • нейронауки
  • психобиология типичного и аномального развития
  • психология и психофизиология развития
  • пищевое поведение и его нарушения
  • формирование образа тела

основные публикации:

  1. Александрова Р.В., Мешкова Т.А. Некоторые особенности самооценки у девочек-подростков с риском нарушения пищевого поведения / Человеческий капитал, 2015. - № 09 (81) – С. 28-31.
  2. Мешкова Т.А. Роль наследственности и среды в этиологии нарушений пищевого поведения. II. Обзор близнецовых исследований [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Т.4. №2. С.1–24. 
  3. Мешкова Т.А. Роль наследственности и среды в этиологии нарушений пищевого поведения. I. Обзор семейных исследований [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Т.4. №1. С.1–14. 
  4. Дурнева М.Ю., Мешкова Т.А. Особенности использования копинг-стратегий у девушек с риском формирования нарушений пищевого поведения / Теоретическая и экспериментальная психология, 2014. –  Т. 7. – № 4. – С. 40–49.
  5. Дурнева М.Ю., Мешкова Т.А. Влияние социокультурных стандартов привлекательности на формирование отношения к телу и пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста // Психологическая наука и образование. – 2013. –  №2. –  С. 25-34.
  6. Келина М.Ю., Мешкова Т.А. Алекситимия и ее связь с пищевыми установками в неклинической популяции девушек подросткового и юношеского возраста // Клиническая и специальная психология. –  2012. –  Т.1. –  № 2.
  7. Oshio A., Meshkova T. Eating Disorders, Body Image, and Dichotomous Thinking among Japanese and Russian College Women // Health, 2012, vol.4, No7, pp.392-399.
  8. Келина М.Ю., Маренова Е.В., Мешкова Т.А. Неудовлетворенность телом и влияние родителей и сверстников как факторы риска нарушений пищевого поведения среди девушек подросткового и юношеского возраста // Психологическая наука и образование. –  2011. –  № 5. – С.44–51.
  9. Малых С.Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Психогенетика. Учебник в 2 тт., М., «Питер», 2008. 
  10. Мешкова Т.А. Психогенетика. Учебно-методический комплекс. Москва, МГППУ, 2004.
  11. Мешкова Т. А., Куравский Л. С., Малых С. Б. Стандартизация психологических тестов: проблема формирования репрезентативной выборки. Учебно-методическое пособие. М., МГППУ, 2003.
  12. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. Учебное пособие. М., Эпидавр, 1998.
  13. Meshkova, T.A. Laterality effects in twins / Acta Genetica Medica et Gemellologica, 1992, 41, N4, 325-333.

Публикации в РИНЦ

Публикации на PsyJournals