Конференции в Турции и  Германии

Современную науку нельзя представить без живого общения между коллегами. Такую возможность предоставляют нам организаторы международных научных конгрессов и конференций, которые, как правило, проводятся с мая по сентябрь-октябрь. В это время научная жизнь во многих странах мира переносится из кабинетов и лабораторий в конференц-залы и конгресс-холлы. Не является исключением и психологическая наука и смежные с ней области — психиатрия, психофизиология, нейробиология.

В этом году сотрудникам факультета клинической и специальной психологии удалось побывать на нескольких таких конференциях, сделать доклады, пообщаться с коллегами, познакомиться с основными направлениями исследований за рубежом.

С 30 апреля по 3 мая в г. Стамбуле (Турция) проходил 18 Всемирный конгресс Международной ассоциации детской и подростковой психиатрии и смежных специальностей (IACAPAP), организованный Турецкой Ассоциацией психического здоровья детей и подростков (TACAMH) под общим лозунгом «Мост надежды между Востоком и Западом: дети, культура, традиции». Свыше 45 стран являются членами этой международной организации. На конгрессе были представлены как ведущие специалисты, так и студенческая молодежь. Российская делегация была представлена специалистами Центра им. В. П. Сербского, НЦПЗ РАМН, Института психиатрии Минздравсоцразвития, МГППУ, Курганского университета, Новосибирского академгородка и других учреждений. Среди отечественных участников Конгресса были и психиатры, и психологи. Материалы научных сообщений российских ученых и практиков были представлены на постерных сессиях и в работе специализированного симпозиума.

Каждый день посвящался определенной тематике, концентрированно освещенной в пленарной (так называемой «ключевой») лекции, вокруг которой собирались и симпозиумы по направлениям, и устные сообщения, и постерные сессии. Первый день работы был посвящен вопросам глобальной политики в работе с психическим здоровьем детей, второй день — психопатологии развития, третий — различным клиническим синдромам, четвертый — социокультурным вопросам. Каждая из пленарных лекций имела обращение как к психиатрам, так и к другим специалистам. Другие виды работы Конгресса отражали разработку проблематики дня на разных уровнях. Форум оказался по-настоящему мультидисциплинарным сообществом специалистов, работающих на благо психического здоровья детей и подростков.

В работе Конгресса чрезвычайно широко были представлены психобиологические и генетические аспекты изучения психического здоровья детей и подростков. Можно сказать, что в этих докладах и лекциях наиболее полно отразилась тенденция современной науки к сочетанию междисциплинарного и мультидисциплинарного подходов к изучению, профилактике и лечению психических расстройств детей и подростков. Большое впечатление на всех произвел доклад сэра Майкла Раттера, чьи работы широко известны в России. На примере изучения аутизма он продемонстрировал основные современные подходы к исследованию психических расстройств, которые могут быть распространены и на другие нозологии: применение лонгитюдного подхода, осуществление систематических стандартизованных измерений, параллельное исследование типично развивающихся детей, развитие творческих экспериментальных подходов, приводящих к новым неожиданным взглядам на старые проблемы, применение современных методов количественной и молекулярной генетики и нейровизуализации. В докладе профессора С. Тиано из Израиля были обобщены современные данные об основных путях развития психопатологии, начиная от младенчества и заканчивая периодом зрелости. Было отмечено, что встречаемость всех видов психических расстройств среди детей и подростков составляет 15-25%. Среди факторов риска были названы наследственные, биологические, конституциональные факторы, неблагоприятные социальные и семейные факторы, такие как отвержение, дурное обращение, психические заболевания родителей, отсутствие социальной поддержки и т. п.

В целом, полученные материалы, опыт общения по научным и практическим вопросам детской и подростковой психиатрии в медицинском, психологическом и педагогическом аспектах психического здоровья детей и подростков обогатили наши знания. Неформальный контакт специалистов также оказался важным, особенно это касалось представителей стран СНГ и стран Восточной Европы, имеющих сходные проблемы в вопросах обеспечения психического здоровья детей и подростков.

В Вюрцбурге (Германия) с 13-17-го июля состоялась 20-я Конференция Международного общества исследований развития поведения (International Society for the Study of Behavioral Development, ISSBD), посвященная широкому кругу проблем, связанных с психологией и биологией поведения в онтогенезе. Конференция проводится раз в два года. Принимающей стороной выступил Юлиус-Максимиллиан-Университет города Вюрцбурга, расположенный в одной из южных земель Германии, Баварии, известной высокой интенсивностью научной жизни и большим количеством разного рода научных открытий (изобретение дирижабля, автомобиля, открытие рентгеновских лучей), а для психологов связанного в первую очередь с Вюрцбургской школой в психологии мышления, созданной К. Марбе, О. Кюльпе, Н. Ахом и другими известными исследователями. На Конференции присутствовало 1.140 участников из 55 стран мира, среди них 298 членов ISSBD и 842 ученых, не принадлежащих к этому сообществу. Официальное открытие Конференции предваряли два семинара, посвященных виктимизации детей и юношества, и когнитивным нейронаукам о социальном развитии. Открытие Конференции состоялось в праздничной атмосфере, созданной благодаря участию Академического оркестра университета Вюрцбурга, и включало четыре пленарных доклада ученых из разных стран. Научным комитетом Конференции было запланировано 13 симпозиумов, посвященных разным аспектам психического развития, каждый из которых включал от трех до пяти тематических докладов. Помимо запланированных, состоялось 97 симпозиумов, предложенных участниками Конференции. Они были посвящены обсуждению тем, имеющих методологический и теоретический интерес, а также конкретно прикладным вопросам. Широко представлены были доклады, посвященные изучению основных закономерностей психики и поведения на разных возрастных стадиях, в том числе и в разных когортах. Новой тенденцией явилось то, что ряд симпозиумов был посвящен так называемым «переходным» периодам — промежуткам между традиционно выделяемыми стадиями развития (переход от дошкольного детства к школе, в университетскую жизнь, переход к зрелости, к старости). Период зрелости также вызвал большой интерес исследователей: рассматривались такие проблемы психологической акмеологии, как супружество, родительство, карьера. Оказались очень востребованными кросс-культурные исследования или работы, раскрывающие культурную специфику различных аспектов функционирования психики и применения стандартных методов. Немало работ было посвящено особенностям социализации детей и взрослых в особых обстоятельствах, таких, как война или вынужденная миграция. Проблемы, близкие к социальной педагогике, также были предметом обсуждения: насилие, жестокое обращение, пренебрежение родительскими обязанностями, а также особенности развития детей в фостерных семьях изучались в разных социальных и этнических группах. Изучались также психологические особенности «забитых» школьников и их обидчиков и графических методов в изучении автобиографической памяти.

В области методологии исследований подчеркивалась необходимость смещения акцентов с интериндивидуальных исследований развития на интраиндивидуальные. Указывалось, что развитие необходимо рассматривать как континуальный процесс на уровне индивида, характеризующийся взаимодействиями и нелинейными отношениями между компонентами, двусторонней каузальностью и возникновением новых конструктов, включающих все компоненты системы или комплексы субкомпонентов. В связи с нелинейностью и индивидуальным характером развития необходимо особое внимание уделять фактору времени, который часто недооценивается. Характеризуя общую научную тональность Конференции, нужно отметить, что, в отличие от российских научных мероприятий, в Вюрцбурге отсутствовали доклады и дискуссии, касающиеся философских вопросов изучаемой реальности, которые иногда поднимались в кулуарах (например, как быть в случае исследования автобиографической памяти с конфабуляциями, как не только формально, но и содержательно оценить надежность воспоминаний), а среди приемов исследований обращало на себя внимание частое использование лонгитюдов с предпочтением эксперимента и опросников. Практически не были представлены работы с использованием качественных методов, сближающие теорию с педагогической и психотерапевтической практикой. Обращала на себя также несколько иная от России традиция ведения научных диспутов и дискуссий: несмотря на высокую критичность оппонентов-дискуссантов, все вопросы касались только конкретно изложенного материала и были совершенно свободны от оценок и эмоциональных впечатлений. Хотелось бы также обратить внимание на широкое привлечение эволюционно-психологических и кросскультурных подходов к изучению развития, что в отечественной психологии почти не представлено. Во многих докладах эти подходы объединялись между собой.

Постерные сессии проходили ежедневно и отвечали основным заявленным направлениям работы Конференции. В галерее стендовых докладов нередко возникали спонтанные научные дискуссии. Большинство научных контактов, которые закрепились в период, прошедший после Конференции, возникло именно у постеров. Помимо собственно научных обсуждений, была предусмотрена культурная программа, а также была организована выставка новых книг ведущих в области психологии издательств (SAGE, Mangold, Noldus, Psychology Press, Springer, Wiley-Blackwell, практически вся литература из представленной никогда не появлялась на русском языке) и состоялось вручение премий молодым ученым.

16-19 июля в Тарту (Эстония) состоялась 14-я Европейская Конференция по изучению личности. Она была организована совместно Европейской ассоциацией изучения психологии личности (EAPP, European Association on Personality Psychology) — международным научным обществом, созданным для установления и развития контактов между изучающими личность психологами разных стран, и факультетом психологии Тартуского университета. Конференция продолжает собой ряд международных встреч, происходящих раз в два года. Принимающей стороной был университет Тарту (в разное время — Дерпта, Юрьева) — один из старых и авторитетных научных центров с долгими научными традициями. Основанный шведским королём Густавом II Адольфом в 1632 на территории Ливонии, в течение долгого времени он был вторым по значимости университетом Швеции. После присоединения Эстляндии к России в 18-м веке университет не действовал и был вновь открыт в 1802 году Александром I. Таким образом, сама история университета способствовала тому, чтобы успешно выполнять роль посредника между учеными разных стран и научных парадигм. Для российских психологов Тарту ассоциируется с именами Карла Бера, Эмиля Крепелина, Юрия Лотмана, а также с рядом всегда интересных конференций, в частности, по психологии среды. Председателем Конференции был профессор Юри Аллик (Jüri Allik).

В конференции приняло участие 290 ученых из 35 стран мира.

Необходимо отметить, что понятие «личность» в западной науке точнее всего по смыслу соответствует термину «индивидуальность» в российской психологии; оно может быть отнесено не только к человеку как носителю психики, но и к животным. Личность понимается как многоуровневая система, основу которой составляют биологические переменные, изучаемые нейропсихологией и психогенетикой; центральное звено представлено чертами, что изучается чаще всего в парадигме «Большой Пятерки», а верхний уровень составляют «истории, которые мы проживаем» — то есть прижизненно формируемые сценарии, определяющие траекторию и успешность развития человека. Для каждого из уровней личности релевантны различные методы. Поэтому материалы Конференции способствовали расширению научного кругозора участников и были исключительно важными для обновления знаний в области персонологии, дифференциальной психологии и психологии развития.

Содержательной и организационной особенностью Конференции была позитивность, которая присутствовала не только как предмет научного исследования, уравновешивая собой многочисленные научные мероприятия, посвященные отклонениям в развитии психики; позитивность была естественной аутентичной чертой работы конференции на всех уровнях, проявляясь в исключительной готовности к помощи со стороны оргкомитета и дружелюбии обстановки. Среди участников обращало на себя внимание большое количество и высокая квалификация докладов молодых ученых, недавно получивших докторскую степень (PhD). Работа конференции была организована в традиционных формах: состоялось 6 пленарных докладов, 18 симпозиумов, 11 секционных заседаний и две постерные сессии, на первой из которых был представлен 71 доклад, на второй — 65.

Во время церемонии открытия Конференции состоялось выступление Президента EAPP Бёле де Раада (Boele de Raad) «Архитектура черт личности», посвященное современному представлению о структуре индивидуальности. Пленарные доклады предваряли собой секционные заседания и состоялись в разные дни.

Особенностью конференции была авторитетность стендовых докладов; этот жанр эксплуатировался не только начинающими, но и зрелыми учеными и рассматривался как престижный и требующий навыков ведения свободной научной дискуссии. Стендовые доклады были представлены в следующих секциях: «Психология развития и образование», «Эмоциональная сфера и благополучие», «Психопатология», «Здоровье и генетика», «Личность и эмоциональная сфера», «Измерения и структура личности», «Социальная, культурная и прикладная психология».

В целом конференцию отличали камерность и глубина; организация хронотопа мероприятий делала неизбежными контакты с коллегами и возникновение их взаимного интереса, способствующего преодолению парадигмальных ограничений любой национальной науки, что и представляет собой главную задачу международных мероприятий. Для российских ученых было важно не только познакомиться с исследователями дальнего зарубежья и лично встретиться со многими коллегами, ранее известными только заочно, но и встретить исследователей из стран бывшего Советского Союза.

Россия была представлена несколькими докладами в различных формах. Они были встречены с большим интересом; было приятно убедиться, что тематически и по уровню культуры научного исследования российские работы выполнены в русле мировой психологии личности.

Более подробно об этих международных научных событиях Вы можете прочитать в журналах «Культурно-историческая психология» и «Психологический журнал», куда авторы настоящей заметки представили отчетные статьи.

Авторы выражают большую признательность руководству Московского городского психолого-педагогического Университета, благодаря поддержке которого оказалось возможным их участие в этих международных научных конференциях. Новый опыт и знания, полученные в результате, несомненно, обогатят содержание преподаваемых дисциплин и научные исследования, проводимые кафедрами факультета.