СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

«КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ И СЕМЬЕ»

Специальность: 37.05.01 «Клиническая психология»

Специализация: «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье». Программа реализует три вида деятельности: 1) психодиагностическая, 2) научно-исследовательская, 3) консультативная и психотерапевтическая.

Присваиваемая степень (квалификация) выпускника: Клинический психолог

Форма обучения: очная

Срок обучения: 5,5 лет

Требования к абитуриентам:

Базовое образование при поступлении: среднее общее или среднее профессиональное образование.

Поступление:

Необходимо предоставить результаты ЕГЭ по следующим предметам: русский язык – 45, биология – 45, математика – 40 (см. перечень вступительных испытаний)

Выпускающая кафедра: кафедра нейро- и патопсихологии развития факультета «Клиническая и специальная психология»; заведующий кафедрой: Хромов Антон Игоревич, кандидат психологических наук

Чему обучают?

Учебный процесс ориентирован на формирование компетенций, закрепленных в ФГОС по данной специальности, а также на получение глубоких теоретических знаний и базовых практических навыков в области клинической психологии. В рамках специализации «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье» акцент сделан на практическую (психодиагностическую, психотерапевтическую, психокоррекционную) работу с детьми и подростками с различными формами нарушенного развития (психическая, соматическая патология, генетические синдромы и многое др.), а также с их семьями (диагностическая, консультативная работа, сопровождение семьи и пр.).

Кого готовят?

Клинических психологов – специалистов одной из ведущих и востребованных отраслей психологии. Основными сферами профессиональной деятельности клинических психологов являются проведение комплексной психодиагностики, психологического консультирования, психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, психологическая реабилитация и др.

Специфика данного направления – клиническая психология детей, подростков и их семей. Специалисты в детской клинической психологии имеют дело как с проблемами, возникающими в ходе нормального психического развития ребенка, так и при наличии у него соматических (в том числе, генетических) заболеваний, психической патологии. Они помогают детям справиться с болезненными врачебными процедурами, потерей прежних способностей, страхом смерти, гневом и обидой на свою судьбу, подавленностью и растерянностью вследствие болезни, депрессией, тревогой, трудным поведением, завистью к своим здоровым сверстникам.

Кроме того, такие специалисты ведут работу с семьями детей с нарушенным развитием и работают с такими проблемами, как информирование семьи об особенностях больного ребенка (его особых потребностях, трудностях, возможностях), помощь и сопровождение членов семьи в процессе принятия больного ребенка, обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ним. Другой аспект работы с семьей – психологическая помощь пожилым членам семьи, работа с другими членами семьи по оптимизации отношения к ним.

Где смогут работать клинические психологи: учреждения здравоохранения (лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях), учреждения образования и социальной помощи населению, общественные и хозяйственные организации, административные и правоохранительные органы, научно-исследовательские и консалтинговые организации; кроме того, клинический психолог может работать в сфере частной практики, предоставляя психологические услуги физическим лицам и организациям.

Особенности программы: программа создана с ориентацией на лучшие традиции преподавания клинической психологии в высших учебных заведениях. Программа вобрала в себя опыт и достижения преподавания классических разделов клинической (медицинской) психологии, разработанные выдающимися отечественными психологами А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, Ю.Ф. Поляковым, В.В. Лебединским и их последователями, среди которых – преподаватели выпускающей кафедры.

Осваиваемые компетенции:

Помимо компетенций, осваиваемых в соответствии с образовательным стандартом 5.37.05.01 «Клиническая психология» по реализуемым видам деятельности (психодиагностическая, научно-исследовательская, консультативная и психотерапевтическая), специалисты освоят дополнительные компетенции:

  •   Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы социальных наук в профессиональной деятельности;
  •  Способность использовать в профессиональной деятельности основные методы математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач;
  • Способность использовать актуальные достижения в областях анатомии, физиологии, нейро- наук и сравнительной психологии при планировании и осуществлении психолого-педагогического воздействия;
  • Способность и готовность к использованию в профессиональной деятельности знаний о современной методологии определения функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков;
  • Способность анализировать базовые механизмы формирования психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности детей и подростков;
  • Способность и готовность к использованию в профессиональной деятельности субъектно-ориентированного подхода к взаимодействию с детьми и их родителями;
  • Способность и готовность осуществлять психологическое консультирование детей, подростков и юношей (девушек) по вопросам эмоциональных и поведенческих расстройств, трудных жизненных ситуаций и прочих трудностей.

Особенности обучения: Обучение по программе организовано по семестрово-модульному принципу и включает 18 модулей: 15 модулей в базовой и 3 модуля – в вариативной части, которые вместе с дисциплинами по выбору охватывают теоретическую часть обучения (суммарно – 88 дисциплин). Практика представлена такими видами, как: учебная, производственная, педагогическая, супервизия, преддипломная и научно-исследовательская.

В учебном процессе участвуют доктора и кандидаты психологических, медицинских, биологических наук с богатым опытом преподавания (стаж педагогической работы большей части преподавателей варьируется от 20 до 30 лет). Многие из профильных специалистов являются научными сотрудниками научно-исследовательских организаций в области психического и соматического здоровья; практические специалисты, работающие на клинических базах; опытные психотерапевты врачи, генетики, нейрофизиологи и др. специалисты.

Начало занятий: 1 сентября.

Трудоемкость программы, всего 330 зачетных единиц (1 зачетная единица = 36 академических часов).

Теоретическое обучение – 276 зач. ед.

Практики, НИР – 45 зач. ед.

Государственная итоговая аттестация (в.т.ч. подготовка диссертации) – 9 зач. ед.

График учебного процесса

 

Модуль 1. «Гуманитарные, социальные и экономические основы профессиональной деятельности» (базовый, общеуниверситетский, общий для направления). Дисциплины: История; Философия; Экономические основы профессиональной деятельности; Правовые основы профессиональной деятельности; Социология

Модуль 2. «Коммуникация в профессиональном взаимодействии» (базовый, общеуниверситетский, общий для направления). Дисциплины: Введение в межкультурную коммуникацию в профессиональном взаимодействии; Культура языковой коммуникации; Иностранный язык; Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Модуль 3. «Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности» (базовый, общеуниверситетский). Дисциплины: Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности

Модуль 4. «Основы психолого-педагогической деятельности». Дисциплины: Педагогическая психология; Педагогика и методика преподавания психологии

Модуль 5. «Естественнонаучные основы психологии» (базовый, общий для направления). Дисциплины: Зоопсихология и сравнительная психология; Анатомия и физиология центральной нервной системы; Психофизиология; Психогенетика

Модуль 6. «Основы научной деятельности» (базовый, общий для направления). Дисциплины: Математика и математическая статистика; Методологические основы психологии; Экспериментальная психология; Математические методы в психологии

Модуль 7. «Введение в профессиональную деятельность». Дисциплины: Введение в профессию; Общая психология; Общепсихологический практикум; Психология личности; Психология развития и возрастная психология; Психологическое консультирование; История психологии; Психология семьи

Модуль 8. «Социальная психология». Дисциплины: Социальная психология; Психология труда, инженерная психология и эргономика; Организационная психология

Модуль 9. «Психология индивидуальных различий». Дисциплины: Дифференциальная психология; Психодиагностика

Модуль 10. «Теоретические основы клинической психологии». Дисциплины: Клиническая психология; Специальная психология; Нейропсихология; Патопсихология; Психосоматика и психология телесности; Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте

Модуль 11. «Медицинские основы клинической психологии». Дисциплины: Неврология; Психиатрия; Психофармакология; Клиника внутренних болезней

Модуль 12. «Практические основы клинической психологии». Дисциплины: Практикум по нейропсихологии; Практикум по патопсихологии; Практикум по психосоматике

Модуль 13. «Научные основы клинической психологии». Дисциплины: Основы научной деятельности студента; Эмпирические исследования в клинической психологии; Методология исследования в клинической психологии

Модуль 14. «Психологическая помощь семье». Дисциплины: Психология здоровья; Психотерапия: теория и практика; Практикум по психотерапии и консультированию; Когнитивно-бихевиоральная терапия; Семейная психотерапия и консультирование семьи; Проективные методы в клинической психологии; Супервизия

Модуль 15. «Теоретические основы нарушений психического развития». Дисциплины: Введение в клиническую генетику; Психология отклоняющегося поведения; Клиническая психология раннего детства; Детская патопсихология; Детская нейропсихология; Личностные расстройства

Модуль 16. «Психологическая помощь детям и подросткам». Дисциплины: Психологическое консультирование подростков; Основные направления психотерапевтической работы в детском возрасте; Диагностика и коррекция расстройств аутистического спектра; Нейропсихологическая коррекция детей с аномальным развитием; Психологическая помощь детям с психосоматическими заболеваниями

Модуль 17. «Психологическая диагностика ребёнка и семьи». Дисциплины: Практикум по психодиагностике; Психодиагностика личности; Практикум по детской клинической психологии; Дифференциальная диагностика в детской клинической психологии

Модуль 18. «Проблемы взаимодействия со смежными специалистами и населением». Дисциплины: Информационно-просветительское направление в деятельности клинического психолога; Междисциплинарное взаимодействие в детской клинической психологии; Клиническая психология в экспертной практике; Реабилитационная психология; Клиническая психология в геронтологии; Клинико-психологические проблемы школьной дезадаптации.

СКАЧАТЬ АННОТАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Контакты и информация

Кафедра нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии

Адрес: Москва, Спасский туп., д.6, с.1, комн. 308.

Заведующий кафедрой: Хромов Антон Игоревич, тел. +7 (499) 975-56-29, e-mail: hromovai@mgppu.ru