Направленность программы:
Учебный процесс ориентирован на формирование компетенций, закрепленных в ФГОС ВО по направлению подготовки, а также на получение теоретических знаний и базовых практических навыков в области специальной педагогики и специальной психологии. В рамках направленности программы акцент сделан на практическую коррекционно-развивающую работу с детьми и подростками с различными формами нарушенного развития сенсорных систем и интеллекта, а также с их семьями (диагностическая, консультативная работа, сопровождение семьи и пр.).
Кафедра «Специального (дефектологического) образования» готовит коррекционных педагогов для работы с детьми разного возраста с трудностями в обучении; нарушениями слуха, речи; расстройствами аутистического спектра. Выпускники кафедры обладают системными научными знаниями по проблемам педагогической коррекции и психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с особыми образовательными потребностями; обучаются технологиям профессиональной диагностики и коррекции выявленных нарушений, методам и приёмам развития интеллектуальной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы. В результате освоения образовательных программ выпускник может заниматься коррекционно-педагогической и консультативно-диагностической деятельностью: корректировать нарушения развития; разрабатывать индивидуальные образовательно-коррекционные программы; изучать особенности психофизического развития и потребности лиц с ограниченными возможностями; осуществлять консультирование и разрабатывать рекомендации для лиц с ограниченными возможностями здоровья и семей, в которых они воспитываются.
Образовательные организации, осуществляющие обучение по основным и адаптированным образовательным программам и учреждения социальной помощи населению, в системе здравоохранения, кроме того, выпускники могут работать в сфере частной практики, предоставляя педагогические услуги детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья.
Область профессиональной деятельности: образование лиц (детей и подростков) с ограниченными возможностями здоровья на базе организаций образования, социальной сферы и здравоохранения.
Особенности программы: программа бакалавриата ориентирована на приобретение выпускником компетенций, знаний и умений в области дефектологии. Разносторонняя подготовка позволит выпускникам бакалавриата продолжить обучение в магистратуре по любой программе направлений специального (дефектологического) образования и психолого-педагогического образования. Основной особенностью реализации программы является разделение студентов на профили на втором курсе обучения. Программа обучения построена по модульному принципу с разумным сочетанием различных видов аудиторных и внеаудиторных заданий, практики, курсовых работ и практикумов.
Модуль 1 «Основы мировоззренческих представлений в области научных знаний»
История
Философия
Нормативно-правовые основы специального образования
Экономические основы образования
Разделы по выбору
Практикум: Основы семейного права
Практикум: Основы прав инвалидов
Модуль 2 «Межкультурная коммуникация в профессиональном взаимодействии»
Современный русский язык
Иностранный язык
Основы коммуникации в междисциплинарном взаимодействии
Тренинг межличностного взаимодействия
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Разделы по выбору
Практикум: Основы речевого этикета
Практикум: Деловая коммуникация
Модуль 3.1 «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности»
Введение в профессию
Педагогические основы профессиональной деятельности
Основы общей психологии
Возрастная психология
Модуль 3.2 «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности»
Основы общей психологии
Возрастная психология
Специальная психология
Специальная педагогика
Инклюзивное образование
Модуль 4 «Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности»
Физическая культура и спорт
Безопасность жизнедеятельности
Технологии здоровьесбережения для детей с ограниченными возможностями здоровья
Логоритмика в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Модуль 5 «Филологические основы специального образования»
Лингвистические основы профессиональной деятельности
Детская литература
Иностранный язык
Модуль 6 «Медико-биологические основы профессиональной деятельности»
Анатомия и возрастная физиология
Основы нейрофизиологии высшей нервной деятельности
Генетика человека
Основы психиатрии детского возраста
Неврология
Разделы по выбору
Практикум: Психофизиологические проблемы в специальном образовании
Практикум: Современные представления о нейрофизиологии речи
Модуль 7 «Клинические основы специального образования»
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
Клиника интеллектуальных нарушений
Клиническая психология
Детская нейропсихология
Модуль 8 «Научные аспекты профессиональной деятельности»
Научная организация труда
Иностранный язык
Количественные и качественные методы в психолого-педагогических исследованиях
Модуль 9 «Психолингвистические основы специального образования»
Психолингвистика
Онтогенез речевой деятельности
Логопсихология
Модуль 10 «Теоретико-методологические проблемы профессиональной деятельности»
Педагогические системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Мониторинг развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Модуль11 «Основы зарубежной филологии»
Иностранный язык
Модуль 12 «Нарушение фонационного оформления высказывания»
Введение в логопедию
Дислалия
Дизартрия
Ринолалия. Дисфония
Заикание. Тахилалия. Брадилалия
Модуль 13 «Методы психолого-педагогической диагностики»
Психолого-педагогическая диагностика с практикумом
Нейропсихологические подходы к диагностике нарушений когнитивного развития
Технологии обследования детей с нарушениями речи
Разделы по выбору
Практикум: Психолого-педагогические особенности развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Практикум: Психолого-педагогические особенности развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Модуль 14 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Технологии формирования навыков взаимодействия и общения в раннем возрасте
Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Организация тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Эмоционально-личностное развитие ребенка
Модуль 15 «Нарушение структурно-семантического оформления высказывания»
Алалия
Афазия
Модуль 16 «Технологии работы с детьми с нарушениями речи»
Технологии формирования игровой деятельности
Технологии формирования продуктивных видов деятельности
Технологии формирования произносительных умений и навыков
Технологии формирования слоговой структуры слова
Технологии формирования лексико-грамматического строя и связной речи
Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи
Разделы по выбору
Практикум: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями речи
Практикум: Профилактика дискалькулии у дошкольников с нарушениями речи
Модуль 17 «Нарушение формирования средств общения»
Фонетико-фонематическое недоразвитие
Общее недоразвитие речи
Модуль 18 «Нарушение письменной речи»
Дисграфия. Дислексия
Дизорфография
Дискалькулия
Модуль 19 «Психолого-педагогическое сопровождение школьников с нарушениями речи»
Технологии обучения русскому языку
Технологии обучения математике
Технологии коррекции нарушений письменной речи
Информационные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Практикум: Вербальная и альтернативная коммуникация для детей с нарушениями речи
Модуль 20 «Программно-методическое обеспечение профессиональной деятельности»
Проектирование и реализация адаптированных образовательных программ
Проектирование и реализация индивидуальных программ развития детей с нарушениями речи
Практикум: Индивидуальные формы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи
Практикум: Фронтальные формы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи
Разделы по выбору
Технологии организации проектной деятельности
Технологии организации дополнительного образования
Модуль 21 «Технологии коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями интеллектуального развития
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с сенсорной недостаточностью
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с двигательными нарушениями
Практикум: Индивидуально-дифференцированный подход к диагностике и коррекции нарушений развития
Модуль 1 «Основы мировоззренческих представлений в области научных знаний»
История
Философия
Нормативно-правовые основы специального образования
Экономические основы образования
Разделы по выбору
Практикум: Основы семейного права
Практикум: Основы прав инвалидов
Модуль 2 «Межкультурная коммуникация в профессиональном взаимодействии»
Современный русский язык
Иностранный язык
Основы коммуникации в междисциплинарном взаимодействии
Тренинг межличностного взаимодействия
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Разделы по выбору
Практикум: Основы речевого этикета
Практикум: Деловая коммуникация
Модуль 3.1 «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности»
Введение в профессию
Педагогические основы профессиональной деятельности
Основы общей психологии
Возрастная психология
Модуль 3.2 «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности»
Основы общей психологии
Возрастная психология
Специальная психология
Специальная педагогика
Инклюзивное образование
Модуль 4 «Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности»
Физическая культура и спорт
Безопасность жизнедеятельности
Технологии здоровьесбережения для детей с ограниченными возможностями здоровья
Логоритмика в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Модуль 5 «Филологические основы специального образования»
Лингвистические основы профессиональной деятельности
Детская литература
Иностранный язык
Модуль 6 «Медико-биологические основы профессиональной деятельности»
Анатомия и возрастная физиология
Основы нейрофизиологии высшей нервной деятельности
Генетика человека
Основы психиатрии детского возраста
Неврология
Разделы по выбору
Практикум: Психофизиологические проблемы в специальном образовании
Практикум: Современные представления о нейрофизиологии речи
Модуль 7 «Клинические основы специального образования»
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
Клиника интелектуальных нарушений
Клиническая психология
Детская нейропсихология
Модуль 8 «Научные аспекты профессиональной деятельности»
Научная организация труда
Иностранный язык для профессиональных целей
Количественные и качественные методы в психолого-педагогических исследованиях
Модуль 9 «Психолингвистические основы специального образования»
Психолингвистика
Онтогенез речевой деятельности
Логопсихология
Модуль 10 «Теоретико-методологические проблемы профессиональной деятельности»
Педагогические системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Мониторинг развития детей с детей с ограниченными возможностями здоровья
Модуль 11 «Основы зарубежной филологии»
Иностранный язык
Модуль 12 «Основы профессиональной деятельности учителя-сурдопедагога»
Теория обучения и воспитания детей с нарушениями слуха (сурдопедагогика)
Психология детей с нарушениями слуха (сурдопсихология)
Теория обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха (дошкольная сурдопедагогика)
Социализация и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья
Модуль 13 «Методы психолого-педагогической диагностики»
Психолого-педагогическая диагностика с практикумом
Нейропсихологические подходы к диагностике нарушений когнитивного развития
Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с нарушениями слуха
Разделы по выбору
Практикум: Психолого-педагогические особенности развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Практикум: Психолого-педагогические особенности развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Модуль 14 «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Технологии формирования навыков взаимодействия и общения в раннем возрасте
Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Организация тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Эмоционально-личностное развитие ребенка
Модуль 15 «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями слуха»
Технологии формирования игровой деятельности
Технологии формирования продуктивных видов деятельности
Технологии развития слухового восприятия
Практикум: Основы логопедической работы с обучающимися с нарушениями слуха
Технологии формирования социально-бытовой адаптации обучающихся с нарушениями слуха
Технологии формирования представлений об окружающем мире и развитие речи
Технологии формирования элементарных математических представлений
Технологии обучения произношению
Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха
Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями слуха
Модуль 16 «Программно-методическое обеспечение профессиональной деятельности учителя-сурдопедагога»
Проектирование и реализация адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха
Сопровождение обучающихся с нарушениями слуха в инклюзивном образовании
Проектирование и реализация индивидуальных программ развития обучающихся с нарушениями слуха
Разделы по выбору
Практикум: Индивидуальные формы коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями слуха
Практикум: Фронтальные формы коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями слуха
Модуль 17 «Междисциплинарный подход к обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха»
Инновационные формы обучения в коррекционно-образовательном пространстве
Оценка профессиональной деятельности сурдопедагога
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к обучению восприятию и воспроизведению устной речи
Практикум: Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании
Модуль 18 «Психолого-педагогическое сопровождение школьников с нарушениями слуха»
Технологии обучения русскому языку и развитие речи
Технологии обучения математике
Технологии предметно-практического обучения
Технологии преподавания дисциплин природоведческого цикла
Технологии обучения изо-деятельности и ручному труду
Информационные технологии в работе с детьми с нарушениями слуха
Практикум: Трудовое воспитание обучающихся с нарушениями слуха
Модуль 19 «Технологии коррекционного обучения лиц с нарушениями слуха»
Технологии обучения литературному чтению
Технологии развития коммуникативных навыков у обучающихся с нарушениями слуха
Дактилология и жестовый язык в образовании детей с нарушениями слуха
Технологии специальной (вербальной и альтернативной) коммуникации для детей с нарушениями слуха
Технологии преподавания музыки
Разделы по выбору
Технологии организации проектной деятельности
Технологии организации дополнительного образования
Модуль 20 «Технологии сурдопедагогического сопровождения»
Технологии сурдопедагогического сопровождения обучающихся после кохлеарной имплантации
Технологии сурдопедагогического сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Технологии аудиологии и слухопротезирования
Технологии сопровождения детей раннего возраста с нарушениями слуха
Практикум: Фонетическая ритмика в развитии просодических компонентов обучающихся с нарушениями слуха