Щербакова Анна Михайловна

профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии

ученая степень: кандидат педагогических наук (научная специальность 13.00.03 Коррекционная педагогика 

ученое звание: старший научный сотрудник (1996)

уровень образования: высшее, МПГУ им. В.И. Ленина, диплом с отличием; МГППУ, Клиническая психология (2009)

наименование направления подготовки и (или) специальности: Дефектология

квалификация: Олигофренопедагог. Логопед

данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  • Seminar zum Thema “Grundlagen der psychodynamisch orientierten Rehabilitation und Therapie psychisch Kranker” (Dezember 2013, 16 Stunden) Deutsche Akademie fur Psychoanalyse (DAP)
  • «Основы психодинамического подхода в реабилитации лиц с психическими заболеваниями» (10-13 декабря 2013, 36 час.), МГППУ
  • «Теоретические и практические основы медико-психологического сотрудничества» (ГБОУ ВПО РНИМУ им.Н.И.Пирогова Минздравсоцразвития России, 2011), 144 часа.
  • «Иностранный язык» (144 час.) на базе МГППУ 2011-2012 гг.
  • «Теоретические и практические основы медико-психологического сотрудничества» (144 час.) на базе ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздравсоцразвития России с 01.12.2011 по 28.12.2011
  • «Психолого-педагогическая реабилитация детей с особыми образовательными потребностями в регионе с условиями экстремального проживания» (40 час.) на базе Камчатского института повышения квалификации с 31.10.10 по 07.11.10
  • Краткосрочное повышение квалификации «Психологическая реабилитация соматических больных» (18 час.) по программе Международного семинара на базе МГППУ с 13.04.2010 по 15.04.2010
  • Профессиональная переподготовка по программе «Клиническая психология (патопсихологическая диагностика в клинике, образовательных и воспитательных учреждениях)» (2009, МГППУ)
  • «Комплексная реабилитация инвалидов» (72 час.) на базе ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Альбрехта Росздрава» с 09.06. по 20.06.2009
  • «Психотерапия» (144 час.) на базе ГОУДПО «Российская медицинская академия последипломного образования Росздрава» с 12.03. по 07.04.2007

международные стажировки по проблеме психологической реабилитации:

  • «Реабилитационная психология» (с 05.11.07 по 13.11.07, 72 час.) на базе реабилитационного центра госпиталя Левинштайн (Израиль)
  • «Психологическая реабилитация больных с хроническими соматическими заболеваниями. Профессиональная подготовка психологов-реабилитологов» (с 19.10.08 по 26.10.08, 32 час.) на базе кафедры Реабилитационной психологии и психотерапии Института психологии Университета Альберта Людвига (Фрайбург, Германия)

общий стаж работы: 33 года

стаж работы по специальности: 33 года

награды, премии, звания: Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2012), медаль им. Г.И. Челпанова I степени «За вклад в развитие психологической науки» (2007)

С 1997 - член Ассоциации детских психиатров и психологов; член редколлегий журналов «Вопросы психического здоровья детей и подростков» и «Клиническая и специальная психология»; с 2000 - член оргкомитета и жюри фестиваля особых театров «Протеатр»

Координатор (2007-2009) направления «Психологическая реабилитация» в рамках Национального инновационного проекта Образование. Разработала специализацию «Психологическая реабилитация и коррекция», создала кафедру психологической реабилитации (в настоящее время преобразована в кафедру специальной психологии и реабилитологии)

Инициатор и организатор регулярной международной конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» (2011, 2013), результаты работы которых открывают новые перспективы в становлении и реализации психологической реабилитации в нашей стране

Научный руководитель коллектива молодых ученых, ставшего победителем отборочного тура Всероссийского конкурса инновационных проектов в области социально-гуманитарных наук (проект «Проблема отношения подростков и молодежи с ограниченными возможностями здоровья к своему заболеванию в контексте качества жизни» (2012)

Разработчик и руководитель магистерской программы «Психологическая реабилитация в социальной сфере»

Осуществляет научное руководство аспирантскими, магистерскими и студенческими работами

читаемые дисциплины:

  • «Реабилитационная психология»,
  • «Методы и техники психологической реабилитации»,
  • «Психология устойчивости»,
  • «Социально-творческая реабилитация лиц с ОВЗ»,
  • «Дефектология»,
  • «Специальная педагогика»,
  • «Обучение и воспитание младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»,
  • «Психология лиц с речевыми нарушениями»,
  • «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка-сироты в условиях замещающей семьи»,
  • «Проблемы психологии детей, оставшихся без попечения родителей, и их сопровождения в образовании»,
  • «Психолого-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей»

сфера научных интересов:

  • психолого-педагогические проблемы реабилитации и интеграции в социум детей с нарушениями развития, а также детей, оставшихся без попечения родителей;
  • психологические аспекты реабилитационной среды;
  • вопросы самоопределения и самореализации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья

основные публикации: автор около 70 научных, научно-методических и научно-популярных публикаций, среди которых:

  1. Щербакова А.М., Забавская А.А. Психолого-педагогические проблемы стационированных детей с психическими заболеваниями // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2016. № 1. – С. 27-32.

  2. Щербакова А.М., Осипова Е.А. Субъективное качество жизни детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, включенных в программы социокультурной реабилитации // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2016. № 2. – С. 54-63

  3. Ослон В.Н., Щербакова А.М.  Возможности и перспективы внедрения нового профессионального стандарта специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2016. № 2. – С. 75-79

  4. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида: Пособие для учителя. – М.: «Владос», 2014. ISBN 978-5-6910-1125-2. Составитель, научный редактор, автор. Допущено МО РФ
  5. Программно-методическое обеспечение для X-XII классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида: Пособие для учителя. – М.: «Владос», 2012. ISBN 5-691-01545-2008 Редактор, автор. Допущено МО РФ.
  6. Shcherbakova A. Self-actualization of individuals with intellectual disability: role of the environment// Social Welfare Interdisciplinary approach. 2012. Volume 1 (3). – Р.86-92.
  7. Щербакова А.М. Представления о семье и родительской роли взрослого у детей-сирот, воспитывающихся в институциональных условиях: проблема и пути решения/ Формирование представлений о семье и семейных отношениях в условиях образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Серия «Ребенок без семьи». – М.: ОПОРА, 2011.
  8. Щербакова А.М. Качество жизни людей с интеллектуальной недостаточностью – от концепции к технологии / Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: научное издание / Отв. ред. А.М. Щербакова. – М., 2011. – С.67-75.
  9. Щербакова А.М., Шехорина А.В. Факторы, определяющие психологическую устойчивость в трудных жизненных ситуациях/ Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: научное издание / Отв. ред. А.М. Щербакова. – М., 2011. – С.53-55.
  10. Щербакова А.М. Подготовка студентов-психологов к работе с терминальными больными (в рамках специализации «Психологическая реабилитация») [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. №5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/index.shtml
  11. Щербакова А.М., Гудилина О.Н. Сравнительная характеристика отношения к ограниченным возможностям своего здоровья лиц с врожденными и приобретенными нарушениями статодинамической функции// Психологическая наука и образование. 2010. № 5. – C. 77-86
  12. Щербакова А.М. Психологические аспекты реабилитационной среды // Другое детство: Сборник научных статей. – М.: МГППУ, 2009

публикации на PsyJournals

публикации в РИНЦ

E-mail: scherbakovaam@mgppu.ru