Басилова Татьяна Александровна

  Профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии; член редколлегий журналов «Психологическая наука и образование»«Современная зарубежная психология»«Клиническая и специальная психология»

ученая степень: кандидат психологических наук (19.00.10 –Коррекционная психология), тема диссертации «Особенности формирования игровых действий у слепоглухих детей» (1989)

ученое звание: старший научный сотрудник

уровень образования: высшее, МГУ им. М.В. Ломоносова

наименование направления подготовки и (или) специальности: Детская и педагогическая психология

квалификация: Психолог. Преподаватель психологии

данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  • 2011 – «ФГОС ВПО по направлению 050400-Психолого-педагогическое образование» (72 часа) МГППУ
  • 2010 – «Основные направления подготовки педагогов, работающих со слепоглухиими и незрячими детьми со сложными нарушениями» (72 часа)
общий стаж работы: 42 года

стаж работы по специальности: 42 года

награды, премии, звания: медаль К.Г. Ушинского, медаль Г.И. Челпанова

темы курсовых и дипломных работ

  1. Проблемы диагностики уровня психического развития детей и подростков с множественными нарушениями.
  2. Клинико-психолого-педагогическое изучение детей и подростков с множественными нарушениями.
  3. Графические методы в диагностике психического  развития глухого ребенка.
  4. Изобразительная деятельность слепых.
  5. Творчество слепоглухих.
  6. Диагностика читательского развития детей с сенсорными нарушениями.
  7. Диагностика и развитие тактильно-вибрационной чувствительности глухих.
  8. Диагностика моторного развития детей с сенсорными нарушениями.
  9. Проблемы развития игры у детей с сенсорными нарушениями.
  10. Развитие невербальных средств коммуникации у детей со сложными сенсорными нарушениями.

читаемые дисциплины:

  1. Обучение слепоглухих
  2. Психология лиц с сенсорными и двигательными нарушениями
  3. Психология детей с сенсорными нарушениями
  4. Консультирование семьи ребенка с ОВЗ
  5. Психологическое сопровождение семьи инвалида
  6. Дифференциальная диагностика нарушений развития у детей

сфера научных интересов:

  1. изучение и обучение слепоглухих детей и детей с множественными нарушениями развития
  2. диагностика психического развития детей с сенсорными нарушениями,
  3. психологическое сопровождение ребенка со сложным нарушением в семье

основные публикации:

соавтор учебников и учебных пособий:

  1. Басилова Т.А. Об истории организации Сергиево-Посадского Детского дома слепоглухих  «Преодоление»: издание Сергиево-Посадского Детского дома слепоглухих. – 2016. № 1. – С. 2-5.
  2. Специальная психология: Учебник: в 2 тт. / Под ред. В.И.Лубовского. –  М.: Юрайт, 2014. 

  3. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. –  М.: Академия, 2001 и 2013 гг.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2011.

методические пособия и монографии:

  1. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития : пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
  2. Независимая жизнь и социальная адаптация слепоглухих инвалидов с в современном мегаполисе: Методическое руководство для работников социальной сферы / под ред. Т.А.Басиловой. – Москва: МГППУ, 2008. – 252 с.

публикации на PsyJournals

публикации в РИНЦ

E-mail:  basilovata@mgppu.ru