Основные публикации кафедры специальной психологии и реабилитологии за последние 5 лет (2010-2014)

Монографии:

  1. Иовчук Н.М., Куртанова Ю.Е., Малюкова Н.Г., Мелик-Пашаев А.А., Шеманов А.Ю., Щербакова А.М. и др. Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: научное издание / составление и редакция Щербаковой А.М. – М., 2011. – 8 п.л.

Учебники:

  1. Специальная дошкольная педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / [Е.Р. Баенская, Т.А. Басилова, А.Л. Венгер и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 352 с. – (сер. Бакалавриат). Гриф: Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» Регистр. номер рецензии 310 от 8 июля 2013 г. ФГАО «ФИРО». Тираж 1000 экз.
  2. Специальная психология. В 2 тт.: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Лубовский, В.А. Лонина, Т.А. Басилова, И.Ю. Левченко и др.: под ред. В.И. Лубовского. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. Рекомендовано Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студ. вузов по гуманитарным направлениям и специальностям. М.: Юрайт, 2014. 1 т. – 428 с. 2 т. – 274 с.

Учебные и методические пособия:

  1. Учебное пособие «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» / под редИ.Ю. Левченко и С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2011. (дополненное переиздание). Соавтор Т.А. Басилова – Глава Клинико-психолого-педагогическое изучение детей со сложными нарушениями развития.
  2. Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя. Гриф МО РФ. – М.: Владос, 2014. 311 с. – Составитель, редактор, соавтор. – Соавторы: Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М.
  3. Басилова Т.А. (в соавт. с Александровой Н.А.) Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста со сложными нарушениями развития. Глава в метод. пособие «Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития» / под общ. Ред. Ю.А. Разенковой. – 216; Москва: Школьная Пресса, 2012 с.148-170. (1 п.л.)
  4. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация для подростков и взрослых (ПВИ-ПВ).Методическое пособие. – М.: Когито-Центр, 2012.

Сборники статей:

  1. Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей / под ред. А.М. Щербаковой. – М.: 2013. – 240 с.

Статьи в реферируемых журналах:

  1. Басилова Т.А., Моисеева И.В., Саприна Е.А., Хохлова А.Ю. Особенности глухих учащихся современной специальной школы и факторы, влияющие на сохранность их психического здоровья. Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2. – С. 82-90.
  2. Басилова Т.А., Белопольская Н.Л., Инденбаум Е.Л. Современные проблемы психолого-педагогической коррекции нарушений интеллектуального развития у детей. Отчет о конференции // Культурно-историческая психология. – 2013. – №4. – С.117–121.
  3. Белопольская Н.Л., Улькина Н.А. Исследование возрастной идентификации у матерей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития // Дефектология. – 2010. – №1. – С.23-31.
  4. Белопольская Н.Л. Экспериментальное исследование возрастной идентификации у людей, совершивших суицидальную попытку / Психологическая наука и образование. – 2010 – № 2. – С. 125-133.
  5. Белопольская Н.Л., Клейменова Н.В. Исследование зоны ближайшего эмоционального развития у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 2011. – №2. – С. 36-43.
  6. Белопольская Н.Л., Бочарова Е.Е. Возрастная идентификация у подростков с нормативным и сниженным интеллектом в ситуации жизненного кризиса // Дефектология. – 2011. – №6. – С. 3-9.
  7. Белопольская Н. Л. Бочарова Е.Е. Особенности представлений о своем будущем у подростков, переживающих жизненный кризис / Экспериментальная психология. – №3. Т.5. – 2012. – С. 58-69.
  8. Белопольская Н.Л., Белопольский В.И., Шафирова Е.М., Авдошенко К.Е. Лицевой возраст и мотивации омоложения лица у женщин в эстетической хирургии // Знание. Понимание. Умение. 2012. – №2. – С. 214-221.
  9. Белопольская Н.Л., Рубан О.В. Хороводные игры как метод коммуникативного развития дошкольников с нормативным и нарушенным психическим развитием // Социальная психология и общество. – 2012. – №4. – С. 130-140.
  10. Белопольская Н. Л. Вклад А.Р. Лурия в Российскую психологию: 35 лет спустя (к 110-летию со дня рождения) // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – №4. – С. 301-306.
  11. Белопольская Н.Л., Рубан О.В. Традиционные хороводные игры как метод коррекции коммуникативных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра // Дефектология. – 2013. – №4. С. 37-43.
  12. Белопольская Н.Л., Литовченко И.С. Исследование представлений современных подростков о своем психологическом и телесном возрасте // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – №4. – С. 59-67.
  13. Белопольская Н.Л., Рубан О.В., Безпальчева О.В., Слепухина А.А. Русская традиция пестования в воспитании современными матерями детей с нормативным и проблемным развитием // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – №4(33). – С.93-102.
  14. Белопольская Н.Л., Литовченко И.С. Психологический и телесный возраст современных подростков и юношества с реальными и мнимыми проблемами внешности // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т.19. – № 4. – C. 72–80.
  15. Куртанова Ю.Е. Внутренняя картина болезни детей и подростков с лимфостазом // Психологическая наука и образование. – 2012. – №4.
  16. Куртанова Ю.Е., Зинченко М.Н. Внутренняя картина болезни детей с нефрологическими заболеваниями и хронической почечной недостаточностью // Психологическая наука и образование. – 2012. –№5. – С.19–28.
  17. Куртанова Ю.Е. Психологическая адаптация детей с лимфедемой // Вестник лимфологии. – 2012. – №1. – М.: Издательство НЦССХ им. Бакулева. – С. 24-25.
  18. Куртанова Ю.Е., Борисенко А.В.Представления о смерти у детей при хронических соматических заболеваниях (на примере нефрологических заболеваний) // Клиническая и специальная психология. – 2013. – №4.
  19. Куртанова Ю.Е., Бондарь О.В. Исследование субъективного качества жизни молодых людей с ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2014. – №2
  20. Лубовский В.И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2012. – №1
  21. Рубан О.В., Белопольская Н.Л. Психологические аспекты в русской традиции пестования // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. – №3 (24). – С. 55-62
  22. Рубан О.В., Белопольская Н.Л. Традиционное русское пестование как метод коррекции взаимодействия в диаде мать-ребенок с расстройствами аутистического спектра // Дефектология. – 2012. – №4. С.14-22
  23. Шеманов А.Ю. Проблема формирования инклюзивной общности в изучении творческой деятельности // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – №1. – С. 17-25
  24. Шеманов А.Ю. Антропология инклюзии: автономия или аутентичность? // Обсерватория культуры. – 2014. – № 4. – C.9-16
  25. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека в современной культуре и проблема становления субъективности // Философские науки. – 2012. – №11. – С.106-118
  26. Щербакова А.М., Шеманов А.Ю. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и образование. – 2010. – №2. – С.63-71.
  27. Щербакова А.М., Гудилина О.Н. Сравнительная характеристика отношения к ограниченным возможностям своего здоровья лиц с врожденными и приобретенными нарушениями статодинамической функции // Психологическая наука и образование. 2010. №5. С.77–86.
  28. Щербакова А.М. Подготовка студентов-психологов к работе с терминальными больными (в рамках специализации «Психологическая реабилитация») // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. №5.
  29. Щербакова А.М., Лыкова Н.С. Экспериментальный подход к изучению морально-нравственной сферы детей с умственной отсталостью // Психологическая наука и образование. 2011. №5. С.61–69.
  30. Щербакова А.М., Забавская А.А. Оценка качества жизни молодыми инвалидами с ментальной недостаточностью // Психологическая наука и образование. 2012. №4.
  31. Щербакова А.М., Баскакова Ю.В. Изучение отношения к собственной инвалидности слепых и слабовидящих молодых людей с помощью методики «Синквейн» // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. №3. С.208–226.

Публикации за рубежом

  1. Basilova T. Changes of the Population jf Deafblindness in Russia. Przeglad Badan Edukacyjnych. Educational Research Reviaw.Vol 1, No18 (2014).
  2. Щербакова А.М. Self-actualization of individuals with intellectual disability: role of the environment // Social Welfare Interdisciplinary approach. 2012. Volume 1 (3).
  3. A.M. Shcherbakova. The Image of Home as a Personale Resource for Adolescents With Mental Disorders // Dynamische Psychiatrie/Dynamic Psychiatry. Confirmation of the publication.

Сборники тезисов:

  1. Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации: Сб. статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 1–2 октября 2013 г., Московский городской психолого-педагогический университет, Институт философии РАН, РОО СТР «Круг») с приложением реестра «особых театров» / Отв. редактор: А.Ю. Шеманов. – М.: ООО «Принтберри», 2013. – 360 с.
  2. Психолого-педагогическая коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании. – Сборник материалов Второй Всероссийской научно-практической конференции по психолого-педагогической коррекции нарушений развития у детей: коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании (5-6 марта 2013г.) Под ред. Т.А. Басиловой и Н.Л.Белопольской. – М.: МГППУ, 2013. –154 с.
  3. Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы II международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» 12-13 декабря 2013 года / под. ред. А.М. Щербаковой. – Москва, 2013.
  4. Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции (17-18 октября 2011) Под ред.Т.А.Басиловой и Н.Л.Белопольской. – М.: МГППУ, 2011. – 193с.
  5. Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» (12-13 декабря 2011 года) / Сост. и ред. А.М. Щербаковой и Ю.Е. Куртановой. – М.: 2011. –713 с.