Основные публикации кафедры (2015-2022)

2023

Статьи в реферируемых журналах:

  1. Куртанова Ю.Е. Открытые защиты научных работ студентов как способ популяризации проблем госпитальной педагогики и психологии //
    Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12. № 1. С. 213-219.

2022

Учебные и методические пособия:
  1. Левченко И.Ю., Бутко Г.А. Организация и содержание образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2022.
  2. Ткачева В.В. Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития : учебное пособие / В.В. Ткачёва, И.В. Евтушенко, М.В. Жигорева ; под ред. В.В. Ткачёвой. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 198 с. – ISBN 978-5-16-015004-8 (Практическая педагогика).
  3. Ткачёва В.В. Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития : учебное пособие / В.В. Ткачёва, И.В. Евтушенко, М.В. Жигорева ; под ред. В.В. Ткачёвой. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 198 с. – ISBN 978-5-16-016409-0 (Среднее профессиональное образование).
  4. Ткачёва В.В. Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития: от изучения к новаторским практикам воспитания и обучения: хрестоматия с 1900 по 1990 гг. / сост. Исаева Т. Н., Лазуренко С. Б., Маллер А. Р., Павлова Н. Н., Соловьева Т. А., Ткачева В. В., Филатова И. А., Царев А. М.; под редакцией Соловьевой Т. А., Лазуренко С. Б. – М.: ФГБНУ ИКП РАО, оформление Печатное бюро «Модуль», 2022. – 360 с.

Статьи в реферируемых журналах:

  1. Вовенко Д.С., Куртанова Ю.Е. Представления о своих жизненных перспективах у подростков с хронической почечной недостаточностью до и после трансплантации почки // Вопросы психологии. – 2022. – №3. – С. 48–58.
  2. Куртанова Ю.Е., Белозерская О.В., Бурдукова Ю.А., Щукина В.Д. Проблемы реинтеграции в социум после продолжительного лечения детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2022 (22). – №4. – С. 64–74.
  3. Бриллиантова А.А., Куртанова Ю.Е. Околосмертные переживания и их влияние на личностное развитие детей и подростков, перенесших состояние комы // Вопросы психологии. – 2022. – №4. – С. 105–113.

  4. Куртанова Ю.Е., Мещерякова Е.А., Харитонов А.Б., Бриллиантова А.А. Возможности коррекции эмоционально-личностной сферы детей и подростков с несовершенным остеогенезом в ходе проведения социально-психологической реабилитационной программы  [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2022. Том 11. № 1. С. 44–66. doi:10.17759/cpse.2022110103
  5. Самсонова Е.В., Быстрова Ю.А., Шеманов А.Ю., Кутепова Е.Н. Компетенции тьютора в инклюзивном образовании: специфика программ профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 2. С. 84–99. doi:10.17759/psyedu.2022140206
  6. Алехина С.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Подход к моделированию инклюзивной среды образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 5. С. 69–84. DOI: 10.17759/pse.2022270506

2021

Учебные и методические пособия:

  1. Ткачёва В.В. Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития : учебное пособие / В.В. Ткачёва, И.В.Евтушенко, М.В.Жигорева; под ред. В.В.Ткачёвой. – М. : ИНФРА-М, 2021. – 198 с. (Среднее профессиональное образование).
  2. Ткачева В.В. Особенности психологического базиса чтения умственно отсталых школьников со сложными нарушениями развития : монография / В.В. Ткачева, И.А. Каткова — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 215 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1146804.

Монографии

  1. Кузьмина Т.И. Самосознание и личностный адаптационный потенциал при нормальном и нарушенном развитии. Москва : ООО «Научно-издательский центр Инфра-М», 2021. – 210 с. – (Научная мысль). – ISBN 978-5-16-016201-0. – DOI 10.12737/1086621. – EDN DDFJGJ.

Методические рекомендации
Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями с применением дистанционных технологий: методические рекомендации / Под ред. С.В. Шарикова, Ю.Е. Куртановой. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. – 100 с
Статьи в реферируемых журналах:

  1. Басилова Т.А. О методическом пособии «Практические методы исследования в образовании: Критическое руководство для начинающего исследователя» // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 103–106.
  2.  Левченко И.Ю., Кузьмина Т.И. Комплексное изучение познавательной сферы и личности совершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях психолого-медико-педагогических комиссий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2021. – № 199. – С. 37-46.
  3. Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Оценка инклюзивной культуры в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.  2021. Том 13. № 3. С. 3–17. doi:10.17759/psyedu.2021130301
  4. Алехина А.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 5. C. 116—126. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260509

2020

Учебные и методические пособия:

  1. Левченко И.Ю., Волковская Т Н. Логопсихология : учебник для вузов. М. : Издательство Юрайт, 2020. — 190 с. — (Высшее образование).
  2. Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и лиц с тяжелыми множественными нарушениями. Исследования и опыт помощи : научно-практический сборник / под.ред.Т.А.Басиловой. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 313 с. ISBN 978-5-16-016799-2
  3. Ткачёва В.В. Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития : учебное пособие / В.В. Ткачёва, И.В. Евтушенко, М.В. Жигорева ; под ред. В.В. Ткачёвой. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 198 с. – (Практическая педагогика). – DOI 10.12737/1014625.
  4. Ткачева В.В. Работа с родителями обучающихся с ОВЗ: профориентация и социализация. – М: ИКР РАО. – 2020.
  5. Ткачева В.В. Пропедевтика ранней профориентации в работе психолога с обучающимися с умственной отсталостью.  М. – 2020.

Статьи в реферируемых журналах:

  1. Басилова Т.А., Демидова М.В. Опыт оценки особенностей формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и множественными нарушениями // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020.  № 41. С. 75–85.
  2. Куртанова Ю.Е., Щербакова А.М., Хохлова А.Ю., Белозерская О.В., Щербаков А.П., Васильева Е.А., Мамина К.Л. Психологическое сопровождение детей, находящихся на длительном лечении в условиях изоляции [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 3. С. 45–60. doi:10.17759/psyedu.2020120303
  3. Куртанова Ю.Е., Бурдукова Ю.А., Щербакова А.М., Щукина В.Д., Иванова А.А. Социальная адаптация детей с онкологическими заболеваниями после продолжительного лечения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 127–138. doi:10.17759/jmfp.2020090312
  4. Щербакова А.М., Федорова А.И. Сравнительное исследование отношения к различным группам людей с ограниченными возможностями здоровья в России и Израиле // Аутизм и нарушения развития. – 2020. – Том 18. – № 1. – С. 4–13.

2019

Учебные и методические пособия:
Тифлосурдопедагогика: учебник / под ред. Т.А. Басиловой, Е.Л. Гончаровой, Н.М. Назаровой. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 472 с. 

Левченко И.Ю., Абкович А.Я. Диагностика особенностей развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для построения индивидуальной образовательной траектории. Методическое пособие. М.: Парадигма, 2019. – 28 с.

Статьи в реферируемых журналах:
  1. Басилова Т.А., Пайкова А.М. Памяти известного нидерландского психолога Яна Ван Дайка (1937-2018) // Современная зарубежная психология. – 2019. – Т.8. – №2. – С.95-99.
  2. Басилова Т.А., Малхасьян Е.А.Вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой. [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. – Том 8. – № 2. – С. 185–197.
  3. Щербакова А.М. Концептуально-институциональные основы профессиональной идентификации психологов-реабилитологов (на примере разработки магистерской программы по направлению «Психологическая реабилитация в социальной сфере») [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 1–17. doi:10.17759/psylaw.2019090301
  4. Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса // Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24. – № 6. –C. 38–46. doi: 10.17759/pse.2019240604

2018

Учебные и методические пособия:

  1. Басилова Т.А., Михайлова Т.М., Пайкова А.М. Ян Ван Дайк о детях с врожденными нарушениями зрения и слуха: вопросы обучения и исследования проблем. – М.: Теревинф, 2018. – 128  с.  
  2. Суворов А. В. ВСТРЕЧА ВСЕЛЕННЫХ, или Слепоглухие пришельцы в мире зрячеслышащих. — М.: ЭКСМО, 2018.
  3. Шеманов А.Ю., Румянцев О.К., Бакшеев Е.С. и др. Целевые ориентиры государственной национальной политики: возобновление человеческого ресурса и национальные культуры (проблема Другого) / коллективная монография под ред. О.К. Румянцева, А.Ю. Шеманова. – СПб., 2018. – 360 с. 

Статьи в реферируемых журналах:

  1. Басилова Т.А. В.И. Лубовский – директор НИИ дефектологии и организатор кафедры и факультета специальной психологии в МГППУ // Коррекционная педагогика. – 2018. – № 1 (75). – С. 9–14.
  2. Куртанова Ю.Е., Вачков И.В., Заруба Д.А., Психологические особенности образа Я и самооценки у подростков с нарушением почечного функционирования разной степени тяжести // Клиническая и специальная психология. – 2018. – Т. 7. – № 3. –С. 45–65.
  3. Левченко И.Ю., Жигорева М.В. В помощь дефектологу дошкольной образовательной организации: методические подходы к проектированию адаптированной основной образовательной программы для детей раннего возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 4. – С. 23–28.
  4. Левченко И.Ю. Некоторые вопросы подготовки специалистов для работы в психолого-медико-педагогических комиссиях // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018. – Т. 76. – № 2. – С. 11–17.
  5. Ткачева В.В. Бразгун Т.Н. Семья ребенка с синдромом Дауна сквозь призму изучения особенностей межличностных отношений // Клиническая и специальная психология. – 2018. –Т. 7. – № 1. –С. 28–39.
  6. Ткачева В.В., Воронкова В.В., Каткова И.А. К проблеме обучения чтению умственно отсталых младших школьников со сложными нарушениями развития  // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. – 2018. – № 4. – С. 36–41.
  7. Ткачева В.В. О Владимире Ивановиче Лубовском, удивительном человеке и ученом // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. Т. 75. – № 1. – С. 7–8.
  8. Ткачева В.В., Бразгун Т.Н. К проблеме дисфункциональности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. – 2018. – № 3. – С. 84–96.
  9. Шеманов А.Ю., Екушевская А.С. Формирование инклюзивной культуры при реализации инклюзивного образования: вызовы и достижения // Современная зарубежная психология. – 2018. – № 1. – С. 29–37.
  10. Щербакова А.М. Совместная лепка как способ найти взаимопонимание с ребёнком // Искусство в школе. – 2018. – № 4. – с. 62–65.
  11. Щербакова А.М., Горбачевская Н.Л. К юбилею Татьяны Александровны Мешковой // Клиническая и специальная психология. –  2018. – Т. 7. – № 3. – С. 217–222. 

2017

Учебные и методические пособия:

  1. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья : учебно-методическое пособие / В.В. Ткачева, Е.В. Устинова, Н.П. Болотова //под ред. В.В. Ткачевой. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 191 с.
  2. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 281 с.

Монографии

Румянцев О. К., Файбышенко В. Ю., Шеманов А. Ю. Человек и его иное: к истории субъективности: монография. – СПб. : Алетейя, 2017. – 384с.

2016

Учебные и методические пособия:

  1. Специальная психология. В 2 тт.: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Лубовский, В.А. Лонина, Т.А. Басилова, И.Ю. Левченко и др.: под ред. В.И. Лубовского. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. Рекомендовано Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студ. вузов по гуманитарным направлениям и специальностям. М.: Юрайт, 2014. 1 т. – 428 с. 2 т. – 274 с.
  2. Левченко И.Ю., Волковская Т.Н., Ковалева Г.А. Психологическая помощь в специальном образовании: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2016. 314 с.

Монографии
Кузьмина Т.И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью. – М. : НКЦ, 2016. – 192 с. – EDN IBTCDR.

Статьи в реферируемых журналах:

  1. Гогель А.Ю., Куртанова Ю.Е. Совладающее поведение подростков с нарушением почечного функционирования разной степени тяжести // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2016. – 4. – С. 22-32
  2. Куртанова Ю.Е. Возможности психологической реабилитации пациентов с первичными лимфедемами [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. – 2016. – Том 5. – № 4. – С. 118–127. DOI: 10.17759/cpse.2016050409

2015

Монографии

  1. Басилова Т.А. История обучения слепоглухих детей в России. – М.: Эксмо, 2015. – 208 с.
  2. Кузьмина Т.И. Особенности изучения и формирования личностного потенциала подростков с нарушениями интеллектуального развития. – М.: Практика, 2015. – 166 с. – EDN CSWYGN.