Кафедра создана на факультете клинической и специальной психологии в мае 2014 года в результате объединения кафедры нейро-и патопсихологии (основана в 1998) и кафедры клинической психологии раннего детства (основана в 2000), имеет статус выпускающей и является базовой для реализации образования по направлению клинической психологии.
На кафедре работают специалисты с разным базовым образованием, выпускники факультета психологии и биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, разных факультетов МГППУ, медицинских вузов и др., умеющие работать в мультидисциплинарной команде.
Клиническая психология – психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, образования, психологической и социальной помощи населению. Практическая и научно-исследовательская деятельность специалиста направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
В фокусе внимания клинической психологии – человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием, его семья.
Специалист-психолог должен владеть системой понятий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики клинической психологии. Предметом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности, непосредственно связанные с состоянием здоровья человека.
Работа кафедры ведется по нескольким направлениям. Одним из основных является изучение клинической психологии развития (возрастной психологии дизонтогенеза), которая включает в себя диагностику, квалификацию, коррекционно-реабилитационную работу с детьми и со взрослыми людьми, имеющими с детства ограниченные возможности, или столкнувшиеся с подобными ограничениями в ходе жизни (травмы, соматические, неврологические и психические заболевания, стрессовые воздействия, патологическое старение и т.п.). Другое направление – изучение проблем семьи, в которой кто-либо из ее членов страдает психическим и/или соматическим расстройством; оно связано с вопросами диагностики, сопровождения семьи (оценкой возможностей оказания помощи семье и ее отдельным представителям; поддержка родителей, узнавших о диагнозе их ребенка; помощь семье, имеющей престарелых с психическими заболеваниями и пр.). Еще одно направление – клиническая психология раннего детства, в рамках которого решается задача подготовки специалистов, способных оказывать психологическую помощь детям от 0 до 7 лет и их семьям в сложных жизненных ситуациях.
На кафедре работают ведущие специалисты в области детской клинической психологии и смежных с ней отраслях: психологи (специалисты по медицинской психологии, психологии развития), нейробиологи, генетики, неврологи, психиатры и др.
Специфика кафедры заключается в разработке нового направления – клинической психологии раннего детства. Одна из основных задач кафедры – подготовка специалистов, способных оказывать психологическую помощь детям от 0 до 7 лет и их семьям в сложных жизненных ситуациях. Другим направлением кафедры является возрастная психология дизонтогенеза, клиническая психология развития, включает в себя диагностику, квалификацию, коррекционно-реабилитационную работу с детьми и со взрослыми людьми, имеющими с детства ограниченные возможности, или столкнувшиеся с подобными ограничениями в ходе жизни (травмы, соматические, неврологические и психические заболевания, стрессовые воздействия, патологическое старение и т.п.).
Видеозапись Дня открытых дверей кафедры «Нейро- и патопсихологии развития» 30 марта 2021
Направления научной работы кафедры «Нейро- и патопсихология развития»
На кафедре ведется научно-исследовательская работа как в рамках государственных заданий, так и в порядке инициативных разработок в сфере разработки и апробации новых методик обследования и психолого-педагогической помощи, выявления психологических особенностей детей с различными нарушениями развития.
Сотрудники кафедры участвуют в реализации проектов и планов научно-исследовательской работы МГППУ (примеры последних лет):
С 2017 года кафедрой разрабатывается инициативный проект с зарубежными коллегами из Республики Вьетнам (National College of Education in Ho Chi Minh City и National College of Education in Nha Trang) «Развитие детской инициативы и родительской отзывчивости». В рамках данного проекта предусмотрены:
В 2018 году сотрудниками кафедры поданы заявки на гранты:
На кафедре с 2001 до 2014 года разрабатывался проект «Российская лекотека». В рамках этого проекта была проведена повышения квалификации специалистов для лекотек, развернута городская сеть лекотек (около 100), организовано дистанционное повышение квалификации сотрудников открывающихся лекотек в городах РФ, разработана инновационная программа организации образовательной деятельности в лекотеках, а также разработаны и внедрены стандарты качества услуг лекотек.
Кафедра регулярно участвует в организации ежегодных конференций молодых ученых (секция «Психология дизонтогенеза»). Кафедра выступает инициатором проведения ряда юбилейных конференций. Проведены:
Юбилейная научно-практическую конференцию «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения» (к 100-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)». МГППУ, 23 сентября 2011 года. Всероссийская юбилейная научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии (к 85-летию Ю.Ф.Полякова)». 14–15 февраля 2013 г. Место проведения конференции – Москва, МГППУ, ФГБУ «НЦПЗ» РАМН Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы (к 105-летию С. Я. Рубинштейн)» МГППУ, 29-30 ноября 2016 года Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Методологические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии. Поляковские чтения (к 90-летию Ю.Ф. Полякова)», 15 – 16 марта 2018 года
По профилю ОПОП с участием ППС проведены конференции
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 105-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)». Даты проведения: 29-30 ноября 2016 года. Место проведения: Москва ФГБОУ ВО МГППУ, ФГБНУ НЦПЗ. Конференция получила звание лауреата XVIII Национального конкурса «Золотая психея»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Методологические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии. Поляковские чтения (к 90-летию Ю.Ф. Полякова)». Даты проведения: 15-16 марта 2018 года. Место проведения: Москва ФГБОУ ВО МГППУ, ФГБНУ НЦПЗ.
По результатам конференций опубликованы сборники
Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состояние и перспективы. Научное издание. Коллективная монография под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. — M.: OOO «Сам Полиграфист», 2016. — 254 с.
Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы (к 105-летию С.Я. Рубинштейн). Научное издание. Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием 29-30 ноября 2016 г. / Под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. — M.: OOO «Сам Полиграфист», 2016. — 391 с.
Методологические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии. Научное издание. Коллективная монография под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. — M.: OOO «Сам Полиграфист», 2018. — 264 с.
Поляковские чтения-2018 (к 90-летию Ю.Ф.Полякова). Научно-практическое издание. Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием 15-16 марта 2018 г. / Под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной, С.Н. Ениколопова. — M.: OOO «Сам Полиграфист», 2018. — 390 с.
Воинова В.Ю. – доктор медицинских наук
Горбачевская Н.Л. – доктор биологических наук
Иовчук Н.М. – доктор медицинских наук
Троицкая Л.А. – доктор психологических наук
Зверева Н.В. – профессор кафедры, кандидат психологических наук
Казьмин А.М. – кандидат медицинских наук
Рощина И.Ф. – кандидат психологических наук
Фанталова Е.Б. – кандидат психологических наук
Темы курсовых работ для 2-го курса по кафедре
нейро- и патопсихологии психологии фак-та КСП МГППУ
1. Личность в структуре основных концепций гуманистической психологии.
2. Экзистенциальный подход в психологии и психотерапии.
3. Смысл и логотерапия в теории личности В.Франкла.
4. Концепции бессознательного в работах Фрейда и Юнга.
5. Проблема ценности в психологии, психодиагностике и психотерапии.
6. Проблема исследования мотивации в психологии.
7. Проблема самосознания в психологии и психотерапии.
8. Теория отношений Мясищева как базис патогенетической психотерапии.
9. Особенности эмоционально-личностной сферы и их влияние на поведение у подростков.
10. Основные теории эмоций и их значение для общей и клинической психологии.
Темы курсовых работ для 3–4 курсов по кафедре
нейро- и патопсихологии психологии фак-та КСП МГППУ
1. Ценности и конфликты личности.
2. Личность в психотерапии.
3. Проблема самосознания в психологии и психотерапии.
4. Психодиагностические методы и дифференциальный диагноз.
5. Психологические проблемы суицида.
6. Клинико-психологические аспекты эмоциональных состояний.
и методы их анализа
7. Психотерапия и религия как взаимосвязанные области человековедения и психологического воздействия.
8. Психология и психотерапия умирающих.
9. Особенности эмоционально-личностной сферы (на заданном контингенте).
10. Особенности мотивационно-личностной сферы (на заданном контингенте).
Возможные темы дипломных работ для 5-го курса по кафедре
нейро- и патопсихологии психологии фак-та КСП МГППУ
1. Ценности и конфликты личности (на заданном контингенте).
2. Особенности внутренних конфликтов (на заданном контингенте).
3. Особенности эмоционально-личностной сферы (на заданном контингенте).
4. Особенности мотивационно-личностной сферы (на заданном контингенте).
5. Особенности самосознания (на заданном контингенте).
Власенкова И.Н. – кандидат психологических наук
Горячева Т.Г. – кандидат психологических наук
Горина И.С. – кандидат психологических наук
Каримулина Е.Г. – кандидат психологических наук
Коваль-Зайцев А.А. – кандидат психологических наук
Покровская С.В. – кандидат психологических наук
Якимова Т.В. – доцент кафедры, кандидат психологических наук
Петрусенко Е.А.
общее количество преподавателей: 20
количество преподавателей по форме приема:
количество штатных преподавателей: 11
количество внутренних совместителей: 2
количество внешних совместителей: 7
количество преподавателей по ученым степеням:
количество докторов наук: 3
количество кандидатов наук: 16
количество преподавателей по ученым званиям:
количество профессоров (звание): 1
количество доцентов (звание): 2
количество старших научных сотрудников (звание): 2
количество преподавателей по должностям:
количество профессоров (должность): 7
количество доцентов (должность): 11
количество старших преподавателей: 1
количество преподавателей: 3