Вачков Игорь Викторович 

профессор кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета клинической и специальной психологии, член Диссертационного совета Д-850.013.01, главный редактор электронного журнала «Клиническая и специальная психология». Академик Международной Педагогической Академии (2012). Президент международного Сообщества сказкотерапевтов, член Московской городской писательской организации Союза писателей России, член Союза журналистов,  член Президиума Федерации психологов образования России, член Ассоциации профессоров славянских стран, член Восточно-европейской Ассоциации Арт-терапии, член редколлегий ряда международных научных журналов.

Будучи президентом Сообщества сказкотерапевтов (с 2005) выступил организатором трех конференций по сказкотерапии и шести сказкотерапевтических фестивалей «Психология сказки и сказка психологии» (проводятся ежегодно), по итогам одного из последних проект был отмечен профессиональной премией Золотая Психея. Специалист в области психологических тренингов различной направленности, сказкотерапии, имаготерапии.

ученая степень: доктор психологических наук (тема кандидатской диссертации «Психологические условия развития профессионального самосознания учителя (на материале специальных тренинговых групп)» (1995). Тема докторской диссертации - «Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии» (2001)

ученое звание: профессор (2006)

награды, премии, звания: лауреат Премии Мэра Москвы (2002) в области образования. Лауреат ряда литературных премий. Награжден восемью медалями, в том числе медалью Челпанова 2-й степени

уровень образования: высшее, Орский государственный педагогический институт (1987)

квалификация: Учитель математики и физики

общий стаж работы: 27 лет

данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке:

  • Курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября» «Профессиональное творчество и стандарт, уникальность и единство, инновация и традиция в современном российском образовании» - 72 ч. (2014)
  • семинар Ханса-Вернера Гессмана (Дуйсбруг, Германия) «Психотерапевтические методы в концепции гуманистической психодрамы» - 18 ч. (2012 )
  • курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября» «Новые образовательные результаты: подходы к проектированию, развитию и измерению (оценке)» - 72 ч. (2012 )
  • учебно-практический семинар в Международном обществе Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии «Символдрама и психоанализ сказки» - 20 ч. (2011 )
  • курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября» «Психологическое сопровождения образования» - 72 ч. (2011)
  • курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября» «Игра как метод и образовательная технология в работе педагога и психолога» - 72 ч. (2010)
  • курсы повышения квалификации Педагогического университета ИД «Первое сентября» «Профессиональное творчество и стандарт, уникальность и единство, инновация и традиция в современном российском образовании»

читаемые дисциплины:

  • Методика преподавания психологии в высшей школе
  • Сказкотерапия

сфера научных интересов:

  • психология метафоры и сказки
  • психология субъектности
  • развитие самосознания
  • психологический тренинг
  • имаготерапия

основные публикации:

  1. Возможности метафоры в сказкотерапевтической работе со взрослыми // Клиническая и специальная психология. 2015. Т.4. № 1. C.75-88. 

  2. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… - М.: Генезис, 2015. – 288 с.

  3. Волшебство происходит вовремя, или Как использовать сказку в детском саду и в семье. – Казань: РОКС, 2015. – 256 с. (в соавторстве с Н.С.Соловьевой).
  4. Введение в профессию «психолог» : учеб. Пособие / И.В.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников ; под ред. И.Б.Гриншпуна. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Московского психолого-социального университета ; Воронеж : МОДЭК, 2015. – 528 с.
  5. Метафора как средство психологической работы в тренинге с педагогами // Вестник БФУ имени Иммануила Канта. 2015. Выпуск 05. С.68-74.
  6. S. Nartova-Bochaver, K. Bochaver, I. Vachkov Dominancy, love, optimism and experience of romantic relationships in Russian students // International society for the study of individual differences (Nartova-Bochaver S., Bochaver K.)Personality and Individual Differences, Volume 60, Supplement, April 2014, Page S56.

  7. Психолог образования в современных условиях: перспективы и риски // Нижегородское образование. –  № 1. – 2014. – С.22-26.
  8. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – Том 11. № 2. – 2014. – С.36-50.
  9. Вачков И.В. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования. – М., 2013. – (в соавт. с О.А. Ашихминой)
  10. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом… - М.: Генезис, 2011. – 288 с.
  11. Вачков И. В. Психологический тренинг: методология и методика проведения. – М.: Эксмо, 2010. – 560 с.
  12. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2009. 3-е изд. – 224 с.
  13. Вачков И. В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. СПб.: Питер, 2009. – 192 с. (в соавт. с М. Р. Битяновой)
  14. Вачков И. В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2008. – 208 с.
  15. Вачков И. В. Приключения во Внутреннем Мире. Психология для старшеклассников. СПб.: Питер, 2008. – 128 с.
  16. Вачков И. В. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / Под ред. И. Б. Гриншпуна. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. – 464 с. (в соавт. с И. Б. Гриншпуном и Н. С. Пряжниковым).
  17. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2007. – 256 с.
  18. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007. – 144 с.
  19. Вачков И. В. Метафорический тренинг. – 2-е изд., доп. - М.: Ось-89, 2006. – 144 с.

публикации на PsyJournals

публикации в РИНЦ

выступления в СМИ

персональный сайт