«Как учить детей с аутизмом?». «Учительская газета» (27 апреля 2015)

Об этом состоялся серьезный и профессиональный разговор на международном форуме «Образование детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Опыт и перспективы», который состоялся в МГППУ.

Организаторы международного форума - Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт», Московский городской психолого-педагогический университет, Московская городская ассоциация родителей детей-инвалидов, Координационный совет по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ - так определили задачи форума:

  • освещение и распространение передового отечественного и зарубежного опыта организации образовательного процесса с участием детей, имеющих расстройство аутистического спектра или другие ментальные нарушения;
  • консолидация усилий профессионального сообщества, представителей общественных и родительских организаций, государственных структур всех уровней в создании условий для развития, обучения и качественной жизни в современном обществе детей и молодежи с РАС и другими ментальными нарушениями;
  • выработка алгоритма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

В форуме  приняли участие  представители ведущих образовательных организаций России, имеющих успешный опыт работы с детьми и молодежью с РАС и другими ментальными нарушениями, представители министерств и ведомств, родительских и общественных организаций, родители, а также специалисты, работающие в сфере образования, науки, здравоохранения и социальной защиты, опыт поддержки детей с РАС и другими ментальными нарушениями в образовательной среде. Гостями были зарубежные ученые: советник министра образования Канады по инклюзивному образованию, консультант и эксперт в области инклюзивного образования профессор Ричард Зиглер (Канада), профессор специального образования из университета Адельфи доктор Стивен Шор (Нью-Йорк, США), глава Израильской ассоциации поведенческого анализа (BCBA-D) доктор Эйтан Эльдар, руководитель аккредитованной программы обучения специалистов по АВА в России  (МА, ВСВА, Израиль) Юлия Эрц, сертифицированный поведенческий аналитик ВСВА, член Международной ассоциации поведенческих аналитиков Марина Азимова (Коннектикут, США).  Участники обсудили опыт создания в отечественных и зарубежных учебных организациях специальных образовательных условий,  опыт социального партнерства и взаимодействия общественных организаций, государства и профессионального сообщества в этой сфере. 

Особенно интересным для участников стал опыт МГППУ, который уделяет пристальное внимание проблеме расстройства аутистического спектра. В июне 2014 года при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации,  Департамента образования Москвы и  Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности в партнерстве с Йельским университетом и благотворительным фондом «Autism Speaks», а также совместно с фондом содействия решению проблем аутизма «Выход» университет провел первую международную научно-практическую конференцию «Аутизм. Выбор маршрута», в которой приняли участие свыше 1200 специалистов разного профиля, а также представители родительской общественности. Одним из важных направлений работы университета стало решение научно-исследовательских, образовательных и практико-ориентированных задач в области аутизма. В университете действуют два научно-образовательных центра, занимающихся проблемами аутизма: Центр нейрокогнитивных исследований (МЭГ Центр), которым руководит доктор биологических наук Татьяна Строганова, и Центр нейробиологической диагностики наследственных психических заболеваний у детей и подростков, возглавляемый доктором биологических наук Натальей Горбачевской. При университете действует Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, где открыты уникальная начальная школа для детей с расстройствами аутистического спектра, а также коррекционное отделение для такой категории детей. Уже  второй год подряд на базе центра действует специальный класс подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями поведения и речи. Университет гордится тем, что первых выпускников этого класса приняла московская общеобразовательная школа №1447, где подготовленные к школе ребята с аутизмом наравне с нейротипичными детьми посещают занятия, играют и обучаются навыкам коммуникации, показывая первые школьные успехи. В 2014 году в университете стартовала первая в России магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС)», подготовленная ведущими отечественными и зарубежными специалистами в этой области. Появление такой программы позволит создать академическую и интеллектуальную среду, из которой выйдет не одно поколение профессионально подготовленных специалистов, способных оказывать эффективную и современную помощь детям и взрослым с РАС. МГППУ разработал и внедрил высокотехнологичные интерактивные курсы повышения квалификации «Современные подходы к диагностике и коррекции нарушений при расстройствах аутистического спектра» продолжительностью 72 часа, активно сотрудничает с израильскими центрами помощи детям и взрослым с РАС, американскими и британскими образовательными учреждениями и ассоциациями, которые обладают современными диагностическими, обучающими и коррекционными методиками работы с детьми и взрослыми с РАС. 

Есть надежда, что нынешний  международный форум «Образование детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Опыт и перспективы» внес значимый вклад в работу с детьми, нуждающимися в особой поддержке.

Ссылка на материал