I Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

17 и 18 октября 2011 года в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась I Всероссийская научно-практическая конференция «Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Участники:

В работе Конференции приняли участие 120 человек, из них 65 прислали тезисы своих докладов, которые были приняты  для публикации, 37 участникам было предложено выступить с докладом. Всего с  докладом  выступили 28 участников.
На пленарном заседании выступили: проректор МГППУ  Ю.М. Забродин. Были заслушаны доклады профессора кафедры специальной психологии МГППУ Н.Л.Белопольской на тему «Проблемы психологической диагностики и коррекции нарушений поведения у детей»; заведующей кафедрой специальной педагогики Университета им. Николая Коперника (г.Торунь, Польша) Маженны Заорской   на тему «Система специального образования детей с нарушениями развития в Польше – интеграция или сегрегация»;заведующего кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования Ю.С.Шевченко  на тему «Этологически-ориентированные подходы к профилактике нарушений поведения у воспитанников сиротских учреждений»; доцента Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского Н.А.Польской «Феноменология актов самоповреждения у подростков с нарушениями развития» и заведующей кафедрой специальной психологии МГППУ Т.А.Басиловой «Проблемы нарушения поведения у детей с сенсорными недостатками».
В работе конференции приняли участие представители следующих ВУЗов и других образовательных, научных, медицинских, социальных и общественных организаций и учреждений:

  1. Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ)
  2. Московский городской педагогический университет (МГПУ), институт психологии, социологии и социальных отношений
  3. Университет им. Николая Коперника, г.Торунь, Польша
  4. Рязанский государственный университет им. С.А.Есенина
  5. Белогородский государственный университет
  6. Московский институт экономики, менеджмента и права в г. Н.Новгороде
  7. Московский психолого-социальный институт, г. Москва
  8. Сибирский государственный медицинский университет, г.Томск
  9. Московский государственный медицинский стоматологический университет, кафедра психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии
  10. МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет психологии, кафедра нейро- и патопсихологии
  11. Алтайская государственная академия образования имени  В.М. Шукшина
  12. Институт специальной педагогики и психологии  им. Р. Валленберга. Санкт- Петербург
  13. Карельская государственная педагогическая академия
  14. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
  15. Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова
  16. Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Москва
  17. РГУФКСМиТ
  18. Институт психолого-педагогических проблем детства РАО
  19. Институт коррекционной педагогики РАО
  20. НЦПЗ РАМН
  21. Московский научно-исследовательский институт психиатрии МЗСО РФ
  22. Реабилитационный центр «Детство» МЗСО РФ
  23. Республиканский научно-практический центр психического здоровья (Беларусь)
  24. Молодежный Центр «Лидер» Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы
  25. Центр социально-правовой и психологической поддержки женщин «Надежда» Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы
  26. Центр патологии речи и нейрореабилитации, Москва
  27. Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих  МЗСО РФ 
  28. Центр восстановительного лечения № 1 Управления Здравоохранения СЗАО г.Москвы
  29. Центр Социальной Реабилитации Детей-Инвалидов и детей с Ограничениями Жизнедеятельности «Нагатино-Садовники», Москва
  30. Городская психотерапевтическая поликлиника № 223 , Москва
  31. Санкт-Петербургский городской центр профилактики правонарушений и наркозависимости среди детей и подростков «Контакт»
  32. Центр лечебной педагогики, Москва
  33. Орехово-Зуевский специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики
  34. ЦППРиКии «Детская личность», Москва
  35. ГБУСОАО «Центральная ПМПК», Москва
  36. ГОУ СОШ № 10 для детей с девиантным поведением, Москва
  37. ГОУ детский сад комбинированного вида для детей с нарушением зрения № 2433, Москва
  38. ГОУ № 1812 «Начальная школа – детский сад», Москва
  39. ГОУ начальная школа-детский сад компенсирующего вида №1853, Зеленоград.
  40. ГОУ Детский сад комбинированного вида № 2104, Москва
  41. ГОУ ЦППРиК «Строгино», Москва
  42. ГБОУ ЦППРиК «Солнечный луч», Москва
  43. ГОУ ЦПМСС «Поддержка», Москва
  44. Центр диагностики и консультирования, г. Люберцы Московской область.
  45. Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат,г. Домодедово, Московская область.
  46. С(к)ОШ VIII вида гор. Павлово Нижегородской области
  47. ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 39» г. Твери
  48. БОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Великоустюгский центр психолого-медико-социального сопровождения»
  49. Специальный (коррекционный) детский дом г. Сызрани для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
  50. Региональная общественная организация поддержки семей, имеющих детей, и детей-сирот «Мы и наши дети», Центр ранней социализации «Зеленая дверца», Москва
  51. Общество с ограниченной ответственностью «Центр управления стрессом», Санкт-Петербург.

Работа Конференции:

Конференции включала следующие формы работы:

  • Пленарное заседание (открытие и закрытие конференции) 
  • Тематические секции по двум направлениям

Конференция проводилась по следующим научным направлениям:

  1. Современное состояние медицинской и психолого-педагогической помощи подросткам с нарушением поведения и их семьям

Тематика секции охватывала различные аспекты коррекции и профилактики девиантного поведения подростков. В своих выступлениях участники Конференции затрагивали такие темы, как: подходы к организации и проведению коррекционно-развивающей работы психолога и дефектолога с подростками в образовательных учреждениях открытого и закрытого типа, особенности возрастной и физической (телесной) идентификации  подростков, влияние жизненных кризисов на поведение подросткового кризиса, обсуждались  проблемы интернет-зависимого и нарушенного пищевого поведения подростков, проблемы повышения социальной компетенции и  психологического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья на переходе к юношескому возрасту, актуальные проблемы диагностики и лечения детей с СДВГ, здоровьесберегающие технологии в воспитании и развитии детей и подростков.

  1. Профилактика и коррекция нарушений поведения у детей с первичными эмоциональными, сенсорными и интеллектуальными нарушениями

На секции обсуждались такие методы профилактики возникновения нарушений поведения у детей с выраженными нарушениями развития как помощь в налаживании взаимодействия матери и ребенка на ранних этапах развития, формирование навыков бытовой самостоятельности, развития представлений о себе, организация совместного отдыха. Затрагивались темы дифференцированного подхода к коррекции агрессивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития, задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Итоги Конференции:

По материалам работы Конференции вышел сборник тезисов, в котором опубликованы тезисы 65 участников –  преподавателей высшей школы, психологов, педагогов и врачей,  студентов и аспирантов.

Руководители секций Конференции отметили  актуальность тем выступлений, высокий уровень представленных докладов.
На конференции были обсуждены проблемы, наиболее важные для адаптации ребенка в современном обществе:
Воспитание культуры поведения и предупреждение неадекватных форм поведения, мешающих безопасным условиям обучения, воспитания и общения детей с ОВЗ в образовательном учреждении и семье.

Участники конференции заявили, что  разный опыт вмешательства специалистов в коррекцию и профилактику нарушений поведения у нормативных подростков и детей с ограниченными возможностями здоровья нуждается в серьезном внимании и осмыслении. Междисциплинарный подход важен как в решении проблем каждого ребенка,  так и в проектировании таких социальных институтов (образования, здравоохранения, охраны прав и свобод ребенка), которые реально обеспечили бы здоровьесберегающий характер технологий работы с детством.
Таким образом, участники конференции пришли к единому мнению о том, что задача исследования  и организации практического решения проблем отклоняющегося поведения  требует  междисциплинарного подхода, который к настоящему времени  в решении таких задач представлен явно недостаточно. 

Участники Конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья», всесторонне обсудив обозначенные выше проблемы, выдвинули в резолюции по итогам конференции следующие предложения:

  • Необходимость регулярного проведения конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей»  и в связи с этим просить  Департамент образования города Москвы включить в план работы проведение конференции раз в два года. 
  • Обязательное включение дисциплин по коррекции и профилактике нарушений поведения у детей и подростков  в учебные планы магистратуры по психологии и психолого-педагогическому направлениям. 
  • Способствовать более тесному сотрудничеству детских психиатров и психологов при сопровождении детей и подростков с ОВЗ в семье и образовании  для решения  задач воспитательно-гармонизирующего и лечебно-коррекционного спектра.

Информационное письмо

Программа конференции

Сборник тезисов конференции Скачать>>>